у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июле 2024 года

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июле 2024 года 06.08.2024

Орлов Дмитрий
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), кандидат исторических наук

1.Фе­де­раль­ная по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии ре­ги­о­нов

1.На го­ри­зон­те 2024-2026 го­дов но­вая элек­то­раль­ная по­ли­ти­ка Крем­ля (НЭП) мо­жет при­ве­сти к пе­ре­фор­ма­ти­ро­ва­нию по­ли­ти­че­ско­го про­стран­ства, фор­мат и мас­штаб ко­то­ро­го еще пред­сто­ит опре­де­лить. Од­на­ко НЭП уже име­ет зна­че­ние и в ходе кам­па­нии-2024. В ее рам­ках оп­ти­маль­ным ре­зуль­та­том для вы­хо­дя­щих на вы­бо­ры гу­бер­на­то­ров и врио при­зна­ет­ся до­сти­же­ние уров­ня под­держ­ки на вы­бо­рах в диа­па­зоне от 55% до 67-68% го­ло­сов (с воз­мож­ны­ми кор­рек­ти­ров­ка­ми та­кой стра­те­гии для ре­ги­о­нов с осо­бой спе­ци­фи­кой, на­при­мер, на­ци­о­наль­ных рес­пуб­лик). А в рам­ках кам­па­ний по вы­бо­рам в зак­со­бра­ния — до­сти­же­ние кон­тро­ля за аб­со­лют­ным боль­шин­ством мест в ре­ги­о­наль­ных пар­ла­мен­тах со сто­ро­ны «Еди­ной Рос­сии», а та­к­же со­хра­не­ние ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го боль­шин­ства мест за бо­лее ши­ро­кой ко­а­ли­ци­ей, куда мо­гут вой­ти и ло­яль­ные пред­ста­ви­те­ли си­стем­ной оп­по­зи­ции.

В ходе ре­ша­ю­ще­го эта­па пред­вы­бор­ной кам­па­нии та­кой курс дол­жен при­ве­сти к уси­ле­нию кон­ку­рен­ции, в том чис­ле, в рам­ках кам­па­ний по од­но­ман­дат­ным окру­гам на вы­бо­рах в зак­со­бра­ния и му­ни­ци­паль­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны. В част­но­сти, в этих усло­ви­ях мо­гут по­явить­ся до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для при­вле­че­ния спон­сор­ских средств кан­ди­да­та­ми от си­стем­ной оп­по­зи­ции (в ряде слу­ча­ев, вклю­чая дей­ству­ю­щих в си­стем­ных рам­ках по­ли­ти­ков от непар­ла­мент­ских пар­тий).

Но­вая элек­то­раль­ная по­ли­ти­ка Крем­ля бу­дет уси­ли­вать по­зи­ции до­ми­ни­ру­ю­щих иг­ро­ков оп­по­зи­ци­он­но­го флан­га на уровне ре­ги­о­нов (в боль­шин­стве слу­ча­ев в та­кой роли мо­жет вы­сту­пить КПРФ). Та­кие иг­ро­ки мо­гут вы­хо­дить на уро­вень под­держ­ки в 15% го­ло­сов и бо­лее. В то же вре­мя в ряде слу­ча­ев это мо­жет рас­ши­рить воз­мож­но­сти пар­тий, став­ших на уровне ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных вы­бо­ров «плат­фор­ма­ми» для вы­дви­же­ния ре­сурс­ных кан­ди­да­тов, по­ки­нув­ших бо­лее ста­рых оп­по­зи­ци­он­ных иг­ро­ков. При­о­ри­тет­ные воз­мож­но­сти вы­сту­пить в ка­че­стве та­кой плат­фор­мы со­хра­ня­ют «Но­вые люди», но в ряде слу­ча­ев та­кую роль та­к­же мо­гут сыг­рать СРЗП, ЛДПР и неко­то­рые непар­ла­мент­ские пар­тии.

2. Курс Крем­ля на под­держ­ку ВПК бу­дет ока­зы­вать за­мет­ное вли­я­ние на си­ту­а­цию и внут­ри­э­лит­ный ба­ланс в ре­ги­о­нах в обо­зри­мом бу­ду­щем. По­ка­за­тель­но, на­при­мер, что в ходе со­сто­яв­шей­ся в июле 2024 года ра­бо­чей встре­чи Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с ген­ди­рек­то­ром «Ро­сте­ха» Сер­ге­ем Че­ме­зо­вым был сно­ва по­став­лен во­прос о необ­хо­ди­мо­сти «боль­шой мо­дер­ни­за­ции и ре­мон­та» пред­при­я­тий по про­из­вод­ству обо­рон­ной про­дук­ции, ко­то­рые были пе­ре­да­ны на ба­ланс кор­по­ра­ции в 2023 году. Кро­ме того, было упо­мя­ну­то о ре­а­ли­за­ции жи­лищ­ной про­грам­мы «Квад­рат­ные мет­ры «Ро­сте­ха», на­прав­лен­ной на сти­му­ли­ро­ва­ние про­дол­же­ния ра­бо­ты вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных мо­ло­дых спе­ци­а­ли­стов в от­рас­ли— этим про­ек­том охва­че­но 17 ре­ги­о­нов. От­ме­ча­лось, что в бли­жай­шее вре­мя ре­а­ли­за­ция по­доб­ных про­ек­тов нач­нет­ся в Пер­ми, в Ры­бин­ске (Яро­слав­ская об­ласть) и Ар­се­нье­ве (При­мор­ский край).

Та­ким об­ра­зом, уси­лия фе­де­раль­ных вла­стей по раз­ви­тию ВПК уже в пер­спек­ти­ве 2025-2026 го­дов мо­гут спо­соб­ство­вать не толь­ко укреп­ле­нию вли­я­ния ру­ко­вод­ства про­филь­ных пред­при­я­тий на ре­ги­о­наль­ном уровне, но и пе­ре­рас­пре­де­ле­нию ба­лан­са сил сре­ди иг­ро­ков строй­ком­плек­са — за счет уси­ле­ния по­зи­ций биз­не­сме­нов и управ­лен­цев, ко­то­рые бу­дут во­вле­че­ны в эти про­ек­ты. Без­услов­но, эти тен­ден­ции по­лу­ча­ют по­ли­ти­че­ское зна­че­ние, учи­ты­вая, что со стро­и­тель­ной сфе­рой свя­за­ны ин­те­ре­сы ряда де­пу­та­тов зак­со­бра­ний и Гос­ду­мы. Ве­ро­ят­ное из­ме­не­ние внут­ри­э­лит­но­го ба­лан­са ста­но­вит­ся од­ним из фак­то­ров, ко­то­рые бу­дут спо­соб­ство­вать кад­ро­во­му об­нов­ле­нию Гос­ду­мы сле­ду­ю­ще­го со­зы­ва — пре­жде все­го в свя­зи с ро­та­ци­я­ми сре­ди де­пу­та­тов, пред­став­ля­ю­щих ре­ги­о­ны-цен­тры обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти.

На фоне ра­бо­чей встре­чи Пу­ти­на с Че­ме­зо­вым и вни­ма­ния фе­де­раль­ных вла­стей к под­держ­ке от­рас­ли в це­лом вос­хо­дя­щий тренд за­тра­ги­ва­ет по­зи­ции ру­ко­вод­ства ряда ре­ги­о­нов-цен­тров ВПК: гу­бер­на­то­ра Мос­ков­ской об­ла­сти Ан­дрея Во­ро­бье­ва (с 8-го на 5-е ме­сто), гу­бер­на­то­ра Ни­же­го­род­ской об­ла­сти Гле­ба Ни­ки­ти­на (с 13-го на 6-е ме­сто), гла­вы Сверд­лов­ской об­ла­сти Ев­ге­ния Куй­ва­ше­ва (с 35-го на 27-е ме­сто), врио гла­вы Са­мар­ской об­ла­сти Вя­че­сла­ва Фе­до­ри­ще­ва (с 48-го на 42-е ме­сто), гу­бер­на­то­ра Перм­ско­го края Дмит­рия Ма­хо­ни­на (с 62-го на 61-е ме­сто), врио гу­бер­на­то­ра Туль­ской об­ла­сти Дмит­рия Ми­ля­е­ва (с 81-го на 77-е ме­сто).

3. При­о­ри­те­ты фе­де­раль­ных вла­стей по под­держ­ке но­вых ре­ги­о­нов ока­зы­ва­ют вли­я­ние не толь­ко на сами эти тер­ри­то­рии, но и на субъ­ек­ты Фе­де­ра­ции, взяв­шие шеф­ство над на­се­лен­ны­ми пунк­та­ми в этой ча­сти стра­ны. Так, в ходе про­шед­ше­го под пред­се­да­тель­ством пре­зи­ден­та со­ве­ща­ния по во­про­сам со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия но­вых субъ­ек­тов вице-пре­мьер Ма­рат Хус­нул­лин за­явил о под­го­тов­ке про­грам­мы раз­ви­тия этих тер­ри­то­рий до 2030 года, пред­по­ла­га­ю­щей стро­и­тель­ство око­ло 30 тыс. раз­лич­ных объ­ек­тов до­пол­ни­тель­но. Об­суж­де­ние про­грам­мы ве­дет­ся в том чис­ле с ре­ги­о­на­ми-ше­фа­ми.

Ре­а­ли­за­ция про­ек­тов на но­вых тер­ри­то­ри­ях яв­ля­ет­ся важ­ной ча­стью по­вест­ки ра­бо­чих встреч Ма­ра­та Хус­нул­ли­на с гу­бер­на­то­ра­ми ре­ги­о­нов, ока­зы­ва­ю­щих та­кую шеф­скую по­мощь. На­при­мер, «боль­шая ра­бо­та», ре­а­ли­зу­е­мая юж­но­ураль­ски­ми спе­ци­а­ли­ста­ми в рам­ках про­ек­тов в Вол­но­вах­ском рай­оне и го­ро­де Яси­но­ва­тая в ДНР, об­суж­да­лась в ходе ра­бо­чей встре­чи вице-пре­мье­ра с гу­бер­на­то­ром Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­се­ем Тексле­ром (8-е ме­сто) в июне 2024 года.

Учи­ты­вая во­вле­чен­ность ком­па­ний из та­ких ре­ги­о­нов в ре­а­ли­за­цию по­доб­ных про­ек­тов, это мо­жет не толь­ко из­ме­нить ба­ланс сил меж­ду иг­ро­ка­ми строй­ком­плек­са, но и стать еще од­ним фак­то­ром пе­ре­хо­да управ­лен­че­ских кад­ров из шеф­ству­ю­щих субъ­ек­тов на зна­чи­мые по­сты на но­вых тер­ри­то­ри­ях в пер­спек­ти­ве 2025-2030 го­дов.

В усло­ви­ях вни­ма­ния Крем­ля к под­держ­ке но­вых ре­ги­о­нов раз­ви­ва­ет­ся вос­хо­дя­щий тренд для гла­вы До­нец­кой на­род­ной рес­пуб­ли­ки Де­ни­са Пу­ши­ли­на (с 15-го на 12-е ме­сто), гла­вы Лу­ган­ской на­род­ной рес­пуб­ли­ки Лео­ни­да Па­сеч­ни­ка (с 20-го на 16-е ме­сто), гу­бер­на­то­ра Хер­сон­ской об­ла­сти Вла­ди­ми­ра Саль­до (с 25-го на 22-е ме­сто).

4. Со­дер­жа­тель­ны­ми при­о­ри­те­та­ми ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки фе­де­раль­ных вла­стей оста­ют­ся кон­троль за ре­а­ли­за­ци­ей нац­про­ек­тов, со­блю­де­ние пра­вил при гос­за­куп­ках и эф­фек­тив­ность ра­бо­ты вла­стей на ме­стах в це­лом.

Так, в рам­ках ра­бо­чей встре­чи Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с гла­вой Счет­ной па­ла­ты Бо­ри­сом Ко­валь­чу­ком была спе­ци­аль­но от­ме­че­на необ­хо­ди­мость ве­сти «кон­троль за ин­ве­сти­ци­я­ми, ко­то­рые осу­ществ­ля­ет го­су­дар­ство в фор­ме ка­пи­таль­ных вло­же­ний».

А в ходе со­ве­ща­ния по­мощ­ни­ка пре­зи­ден­та Алек­сея Дю­ми­на с гла­ва­ми ко­мис­сий Гос­со­ве­та по во­про­сам фор­ми­ро­ва­ния нац­про­ек­тов об­суж­да­лись во­про­сы ре­фор­ми­ро­ва­ния си­сте­мы KPI для гу­бер­на­то­ров. В част­но­сти, мэр Моск­вы, гла­ва ко­мис­сии Гос­со­ве­та по на­прав­ле­нию «Го­су­дар­ствен­ное и му­ни­ци­паль­ное управ­ле­ние» Сер­гей Со­бя­нин (1-е ме­сто в рей­тин­ге) пред­ло­жил упро­стить эту си­сте­му, со­кра­тив чис­ло кон­троль­ных то­чек с 4 тыс. до 10–15, мак­си­мум – 20, но наи­бо­лее зна­чи­мых. Ини­ци­а­ти­ва Со­бя­ни­на мо­жет сде­лать бо­лее про­зрач­ной ра­бо­ту про­ве­ря­ю­щих струк­тур, од­но­вре­мен­но со­здав воз­мож­но­сти для про­ве­де­ния ими бо­лее де­таль­ных про­ве­рок си­ту­а­ции в ре­ги­о­нах.

Тренд «мно­го­фак­тор­но­го кон­тро­ля» мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для ан­ти­кор­руп­ци­он­ных рас­сле­до­ва­ний в ре­ги­о­нах во вто­рой по­ло­вине 2024-2026 го­дах. При этом бо­лее плот­ным мо­жет стать и кон­троль за сфе­рой за­клю­че­ния кон­трак­тов не толь­ко на ре­ги­о­наль­ном, но и на му­ни­ци­паль­ном уровне. Сре­ди ак­ту­аль­ных ре­зо­нанс­ных сю­же­тов, ка­са­ю­щих­ся про­ве­де­ния та­ких про­ве­рок в от­но­ше­нии му­ни­ци­паль­ных ад­ми­ни­стра­ций — вы­яв­лен­ные про­ку­ра­ту­рой на­ру­ше­ния в свя­зи с за­клю­че­ни­ем му­ни­ци­паль­ных до­го­во­ров без про­ве­де­ния кон­курс­ных про­це­дур и несвое­вре­мен­ной опла­той ис­пол­нен­ных до­го­во­ров со сто­ро­ны ад­ми­ни­стра­ции Ма­га­са, что ста­ло по­во­дом для УФАС по Ин­гу­ше­тии оштра­фо­вать гла­ву го­ро­да Зай­та Ор­ц­ха­но­ва на 1 млн 680 тыс. руб. (на этом фоне те­ря­ет по­зи­ции гла­ва рес­пуб­ли­ки Ма­хмуд-Али Ка­ли­ма­тов — с 45-го на 47-е ме­сто).

5.По­зи­тив­ный опыт вы­став­ки «Рос­сия» по про­дви­же­нию ин­те­ре­сов ре­ги­о­нов ста­но­вит­ся но­вым сти­му­лом для про­ве­де­ния на ме­стах фо­ру­мов и кон­фе­рен­ций, на­прав­лен­ных на по­вы­ше­ние ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти субъ­ек­тов. Од­ним из клю­че­вых со­бы­тий июля в этой сфе­ре в оче­ред­ной раз ста­ла вы­став­ка «Ин­но­пром» (Ека­те­ри­бург) яв­ля­ю­ща­я­ся ме­ро­при­я­ти­ем фе­де­раль­но­го уров­ня.

Су­ще­ствен­ный ре­зо­нанс по­лу­чи­ло и про­ве­де­ние 1-го Кав­каз­ско­го ин­ве­сти­ци­он­но­го фо­ру­ма в Гроз­ном. Ор­га­ни­за­ция та­ких ме­ро­при­я­тий рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти от­но­си­тель­но неболь­ших субъ­ек­тов по при­вле­че­нию ин­ве­сто­ров и про­дви­же­нию пер­спек­тив­ных про­ек­тов. Так, в ходе фо­ру­ма пред­ста­ви­те­ля­ми Ады­геи были за­клю­че­ны со­гла­ше­ния по ряду ас­пек­тов стро­и­тель­ства но­во­го гоф­ро­за­во­да «Кар­тон­та­ра 2» в Май­ко­пе, об­суж­да­лись и пла­ны со­зда­ния в ре­ги­оне ряда но­вых ту­ри­сти­че­ских объ­ек­тов (в том чис­ле пре­ми­аль­но­го ку­рорт­но­го ком­плек­са). В этих усло­ви­ях укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гла­вы рес­пуб­ли­ки Му­ра­та Кум­пи­ло­ва (с 36-го на 34-е ме­сто).

2.От­но­ше­ния в эли­тах и ре­ги­о­наль­ные внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты

1.За­мет­ное зна­че­ние для внут­ри­э­лит­но­го ба­лан­са сил в пред­вы­бор­ных ре­ги­о­нах име­ет под­го­тов­ка ро­та­ций сре­ди пред­ста­ви­те­лей этих субъ­ек­тов в Со­ве­те Фе­де­ра­ции.

В ряде слу­ча­ев вы­бор со­от­вет­ству­ю­щих кан­ди­да­тур свя­зан с со­хра­не­ни­ем пре­ем­ствен­но­сти в рам­ках ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки при под­держ­ке та­ко­го кур­са фе­де­раль­ным цен­тром. На­при­мер, в трой­ку кан­ди­да­тов в Со­вет Фе­де­ра­ции, пред­ло­жен­ную врио гу­бер­на­то­ра Са­мар­ской об­ла­сти Вя­че­сла­вом Фе­до­ри­ще­вым, во­шел экс-гла­ва ре­ги­о­на Дмит­рий Аза­ров.

В рам­ках сце­на­рия, ори­ен­ти­ро­ван­но­го на бо­лее ак­тив­ные кад­ро­вые ро­та­ции на уровне ре­ги­о­нов, став­ка сде­ла­на на ве­те­ра­нов спе­цо­пе­ра­ции. От­ме­тим при­мер вы­дви­же­ния в чис­ле кан­ди­да­тов в Со­вет Фе­де­ра­ции в связ­ке с врио гла­вы Рес­пуб­ли­ки Ал­тай Ан­дре­ем Тур­ча­ком (с 46-го на 39-е ме­сто) участ­ни­ка СВО Амы­ра Ар­га­ма­ко­ва.

На­ко­нец, сце­на­рий внут­ри­э­лит­но­го ком­про­мис­са пред­по­ла­га­ет пе­ре­ход в Со­вет Фе­де­ра­ции ак­тив­ных иг­ро­ков ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки с соб­ствен­ны­ми ам­би­ци­я­ми. Так, в трой­ку кан­ди­да­тов в Со­вет Фе­де­ра­ции от гу­бер­на­то­ра Ли­пец­кой об­ла­сти Иго­ря Ар­та­мо­но­ва (с 49-го на 55-е ме­сто, по­ки­да­ет груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем) была вклю­че­на вице-гу­бер­на­тор и быв­ший мэр ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра Ев­ге­ния Увар­ки­на.

Та­кая стра­те­гия в пер­спек­ти­ве 2025-2030 го­дов мо­жет при­ве­сти к уси­ле­нию роли Со­ве­та Фе­де­ра­ции в ка­че­стве «до­но­ра кад­ров» для фор­ми­ро­ва­ния гу­бер­на­тор­ско­го кор­пу­са, а та­к­же пе­ре­ме­ще­ния управ­лен­цев из чис­ла се­на­то­ров в ре­ги­о­ны, с ко­то­ры­ми они ра­нее не были свя­за­ны. Кро­ме того, мо­жет воз­рас­ти роль верх­ней па­ла­ты в рам­ках про­дви­же­ния со­ци­аль­ных ини­ци­а­тив (в том чис­ле с уче­том пе­ре­хо­да в этот ор­ган вла­сти тя­го­те­ю­щих к по­доб­ной по­вест­ке ве­те­ра­нов СВО, пред­ста­ви­тель­ство ко­то­рых в се­на­те в пер­спек­ти­ве 2025-2027 го­дов мо­жет рас­ши­рить­ся).

2.Зна­чи­мым фак­то­ром кад­ро­вых ро­та­ций в ре­ги­о­нах ста­но­вят­ся пе­ре­ста­нов­ки в Ми­но­бо­ро­ны, а та­к­же в свя­зан­ных с ве­дом­ством хо­зяй­ствен­ных струк­ту­рах (в том чис­ле про­во­ди­мые по жест­ко­му сце­на­рию — в рам­ках ан­ти­кор­руп­ци­он­ных рас­сле­до­ва­ний). На­при­мер, на фоне рас­сле­до­ва­ний в от­но­ше­нии вы­со­ко­по­став­лен­ных со­труд­ни­ков Во­ен­но-стро­и­тель­ной ком­па­нии со­об­ща­лось о пе­ре­хо­де в эту ор­га­ни­за­цию Яро­сла­ва Се­ме­но­ва, до недав­не­го вре­ме­ни за­ни­мав­ше­го пост гла­вы пра­ви­тель­ства Уд­мур­тии.

Ве­ро­ят­но, бо­лее су­ще­ствен­ные шан­сы для пе­ре­хо­да в фе­де­раль­ные струк­ту­ры, свя­зан­ные с во­ен­ным ве­дом­ством, бу­дут иметь кад­ры с опы­том ра­бо­ты в си­ло­вых струк­ту­рах и уча­стия в СВО, а та­к­же вы­ход­цы из ре­ги­о­нов-цен­тров ВПК (как в слу­чае с той же Уд­мур­ти­ей) и субъ­ек­тов, где рас­по­ло­же­но зна­чи­тель­ное чис­ло во­ен­ных объ­ек­тов. Кро­ме того, пер­спек­ти­вы в этой сфе­ре – в кон­тек­сте пе­ре­хо­да на пост зам­ми­ни­стра обо­ро­ны Анны Ци­ви­ле­вой — та­к­же мо­гут иметь ре­ги­о­наль­ные управ­лен­цы, ра­нее во­вле­чен­ные в ре­а­ли­за­цию со­ци­аль­ных про­грамм для участ­ни­ков спе­цо­пе­ра­ции и чле­нов их се­мей (не толь­ко в свя­зи с де­я­тель­но­стью фон­да «За­щит­ни­ки Оте­че­ства»).

Про­гноз АПЭК: про­цесс про­ве­рок и рас­сле­до­ва­ний в Ми­но­бо­ро­ны мо­жет за­нять всю вто­рую по­ло­ви­ну 2024 года, что со­зда­ет до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для бо­лее ак­тив­ных ро­та­ций в ве­дом­стве и ка­рьер­ные пер­спек­ти­вы для ре­ги­о­наль­ных кад­ров.

3.По­ру­че­ние Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на сфор­ми­ро­вать пред­ло­же­ния по по­этап­но­му пе­ре­но­су офи­сов госкор­по­ра­ций в ре­ги­о­ны их при­сут­ствия (ра­нее пре­зи­дент вы­сту­пил с та­кой ини­ци­а­ти­вой в ходе ПМЭФ-2024) мо­жет спо­соб­ство­вать как рас­ши­ре­нию пред­ста­ви­тель­ства кад­ров из та­ких субъ­ек­тов в ру­ко­вод­стве по­доб­ных ком­па­ний, так и уси­ле­нию вли­я­ния этих фе­де­раль­ных струк­тур на по­ли­ти­ку со­от­вет­ству­ю­щих ре­ги­о­нов. В первую оче­редь «по­ли­ти­ка пе­ре­но­са» кос­нет­ся клю­че­вых ре­сур­со­до­бы­ва­щих ре­ги­о­нов и ин­ду­стри­аль­ных цен­тров, воз­мож­но, со­здав до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для ка­рьер­но­го ро­ста не толь­ко для топ-ме­не­дже­ров рас­по­ло­жен­ных там ве­ду­щих пред­при­я­тий, но и доля му­ни­ци­паль­ных чи­нов­ни­ков из го­ро­дов их при­сут­ствия. Не ис­клю­че­но, что ре­а­ли­за­ция та­ко­го кур­са ста­нет до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром пе­ре­хо­да му­ни­ци­паль­ных кад­ров на фе­де­раль­ный уро­вень (в том чис­ле в пар­ла­мент), но, ско­рее, в пер­спек­ти­ве вы­бо­ров в Гос­ду­му не 2026-го, а 2031 года.

4.При­ня­тие Гос­ду­мой по­пра­вок в за­кон «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в РФ», на­де­ля­ю­щих му­ни­ци­паль­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны пра­вом по утвер­жде­нию или со­гла­со­ва­нию кан­ди­да­тов на долж­но­сти за­ме­сти­те­лей глав мест­ных ад­ми­ни­стра­ций, а та­к­же ру­ко­во­ди­те­лей их от­рас­ле­вых и тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов, мо­жет при­ве­сти к ро­сту ин­те­ре­са ре­сурс­ных кан­ди­да­тов к уча­стию в вы­бо­рах де­пу­та­тов со­от­вет­ству­ю­ще­го уров­ня уже в пер­спек­ти­ве 2025-2026 го­дов. Пре­жде все­го это мо­жет кос­нуть­ся ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­тров ре­ги­о­нов, а та­к­же му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний со зна­чи­тель­ны­ми фи­нан­со­вы­ми воз­мож­но­стя­ми, что мо­жет быть свя­за­но с при­сут­стви­ем в та­ких го­ро­дах и рай­о­нах круп­ных пред­при­я­тий или, на­при­мер, вы­со­кой сто­и­мо­стью зе­мель­ных участ­ков на та­ких тер­ри­то­ри­ях.

В первую оче­редь это мо­жет стать фак­то­ром уси­ле­ния кон­ку­рен­ции в ходе прай­ме­риз «Еди­ной Рос­сии» на му­ни­ци­паль­ном уровне, но та­к­же — вни­ма­ния к ве­ду­щим си­стем­ным оп­по­зи­ци­он­ным иг­ро­кам, име­ю­щим вли­я­ние в этих му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях. При опре­де­лен­ных об­сто­я­тель­ствах та­кой тренд мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для фор­ми­ро­ва­ния но­вых пар­тий­ных про­ек­тов на си­стем­ном оп­по­зи­ци­он­ном флан­ге — с ак­цен­том на бо­лее ярко вы­ра­жен­ную му­ни­ци­паль­ную по­вест­ку и ра­бо­ту с уме­рен­но про­тестной го­род­ской сре­дой в из­би­ра­тель­ных кам­па­ни­ях 2025-2026 го­дов.

3.Про­гноз АПЭК. Ожи­да­е­мые трен­ды ав­гу­ста-сен­тяб­ря 2024 года.

1.В кон­це сен­тяб­ря-ок­тяб­ре 2024 года, по­сле за­вер­ше­ния Еди­но­го дня го­ло­со­ва­ния, мож­но ожи­дать ак­ти­ви­за­ции кад­ро­вых пе­ре­ста­но­вок в субъ­ек­тах, где в кон­це 2023-го — пер­вой по­ло­вине 2024 года были на­зна­че­ны но­вые врио гу­бер­на­то­ров и — в це­лом ряде слу­ча­ев — про­ве­де­ния но­вых ан­ти­кор­руп­ци­он­ных про­цес­сов. В первую оче­редь, рас­сле­до­ва­ния и про­вер­ки в та­ких субъ­ек­тах осе­нью 2024 года мо­гут кос­нуть­ся де­я­тель­но­сти ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных со­ци­аль­ных бло­ков, а та­к­же ме­д­учре­жде­ний. От­ме­тим, на­при­мер, за­дер­жа­ние в июле 2024 года вице-пре­мье­ра Ха­ба­ров­ско­го края Ев­ге­ния Ни­ко­но­ва (в том чис­ле в свя­зи с про­вер­ка­ми в сфе­ре за­ку­пок ме­ди­цин­ско­го обо­ру­до­ва­ния), ра­нее ку­ри­ро­вав­ше­го со­ци­аль­ную сфе­ру в этом ре­ги­оне. Под­го­тов­ка к кад­ро­вым пе­ре­ста­нов­кам, в том чис­ле на уровне мест­ных ад­ми­ни­стра­ций, и стрем­ле­ние за­ра­нее под­го­то­вить­ся к ней­тра­ли­за­ции свя­зан­ных с этим ме­диа-атак, мо­жет сти­му­ли­ро­вать врио глав ре­ги­о­нов к бо­лее ак­тив­ной ра­бо­те с му­ни­ци­паль­ной по­вест­кой в ав­гу­сте-сен­тяб­ре. По­ка­за­тель­но, на­при­мер, что плот­ную ра­бо­ту с про­бле­ма­ти­кой мест­но­го уров­ня (на­при­мер, в сфе­ре ра­бо­ту со­ци­аль­ных учре­жде­ний и си­сте­мы ЖКХ) ве­дет врио гу­бер­на­то­ра Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го окру­га Рус­лан Ку­ха­рук (с 34-го на 32-е ме­сто), пол­но­мо­чия ко­то­ро­го, как ожи­да­ет­ся, бу­дут под­твер­жде­ны в сен­тяб­ре не на пря­мых вы­бо­рах, а по ре­зуль­та­там го­ло­со­ва­ния де­пу­та­тов окруж­ной Думы.

2. В те­че­ние осе­ни 2024 года мож­но ожи­дать уси­ле­ния пуб­лич­ных внут­ри­э­лит­ных кон­флик­тов в ре­ги­о­нах, где в 2025 году ис­те­ка­ют пол­но­мо­чия гу­бер­на­то­ров, об­ла­да­ю­щих на­и­ме­нее устой­чи­вы­ми по­зи­ци­я­ми. Од­ним из при­ме­ров — на­пря­жен­ность в Рес­пуб­ли­ке Коми, гла­ва ко­то­рой Вла­ди­мир Уйба (с 77-го на 83-е ме­сто) на­зна­чил на пост пер­во­го вице-пре­мье­ра ре­ги­о­наль­но­го пра­ви­тель­ства Ан­то­на Ви­но­гра­до­ва, кан­ди­да­ту­ра ко­то­ро­го ра­нее не была под­дер­жа­на де­пу­та­та­ми Гос­со­ве­та субъ­ек­та. В этих усло­ви­ях в кон­це 2024 — на­ча­ле 2025 года мо­жет уси­лить­ся роль фе­де­раль­но­го ру­ко­вод­ства «Еди­ной Рос­сии» по уре­гу­ли­ро­ва­нию по­доб­ных кон­флик­тов в со­от­вет­ству­ю­щих ре­ги­о­нах.

3.В июне-июле 2024 года мень­ший фе­де­раль­ный ре­зо­нанс, чем в преды­ду­щие годы, по­лу­чи­ла про­бле­ма при­род­ных по­жа­ров (наи­бо­лее слож­ная си­ту­а­ция в этой сфе­ре сло­жи­лась в Яку­тии), а мас­штаб­ные па­вод­ки в ряде си­бир­ских и ураль­ских ре­ги­о­нов вы­зва­ли опе­ра­тив­ную ре­ак­цию вла­стей на ме­стах. Од­на­ко но­вым вы­зо­вом для ре­ги­о­наль­ных вла­стей мо­гут стать па­вод­ки в кон­це ав­гу­ста — на­ча­ле сен­тяб­ря, риск воз­ник­но­ве­ния ко­то­рых уси­ли­ва­ет­ся в этот пе­ри­од в даль­не­во­сточ­ных ре­ги­о­нах, а та­к­же в ряде тер­ри­то­рий Юж­но­го фе­де­раль­но­го окру­га (в том чис­ле в Сочи). Кро­ме того, в тот же пе­ри­од в слу­чае фор­ми­ро­ва­ния со­от­вет­ству­ю­щих по­год­ных усло­вий не ис­клю­че­но но­вое ослож­не­ние по­жа­ро­опас­ной об­ста­нов­ки — в первую оче­редь в си­бир­ских ре­ги­о­нах, но, воз­мож­но и в неко­то­рых субъ­ек­тах Цен­траль­ной Рос­сии. Вспом­ним для ана­ло­гии ре­зо­нанс­ные по­жа­ры в Ря­зан­ской об­ла­сти в ав­гу­сте 2022 года. В этих усло­ви­ях мо­жет стать бо­лее жест­кой ли­ния ре­ги­о­наль­ных вла­стей в от­но­ше­нии му­ни­ци­паль­ных ад­ми­ни­стра­ций в наи­бо­лее уяз­ви­мых для та­ких сти­хий­ных бед­ствий ре­ги­о­нах – осо­бен­но там, где уже идут гу­бер­на­тор­ские кам­па­нии, либо по­доб­ные вы­бо­ры пред­сто­ят там в 2025 году. Этот курс уси­ли­ва­ет рис­ки за­ме­ны клю­че­вых му­ни­ци­паль­ных чи­нов­ни­ков по жест­ко­му сце­на­рию в слу­чае воз­ник­но­ве­ния там по­доб­ных чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций.

4.Пе­ре­бои в ра­бо­те энер­го­си­стем юж­ных ре­ги­о­нов, а та­к­же взрыв газа в мно­го­квар­тир­ном доме в Ниж­нем Та­ги­ле до­пол­ни­тель­но уси­ли­ва­ют вни­ма­ние к по­вест­ке ЖКХ, в том чис­ле с уче­том при­бли­же­ния ото­пи­тель­но­го се­зо­на. В кон­це ав­гу­ста — сен­тяб­ре 2024 года воз­мож­но про­ве­де­ние фе­де­раль­ных ме­ро­при­я­тий под эги­дой ру­ко­вод­ства пра­ви­тель­ства или даже пре­зи­ден­та по вы­яв­ле­нию уяз­ви­мых мест в ра­бо­те ком­му­наль­ных си­стем и рас­ши­ре­нию фи­нан­си­ро­ва­ния их мо­дер­ни­за­ции. Та­к­же нель­зя ис­клю­чать ор­га­ни­за­ции ре­зо­нанс­ных рас­сле­до­ва­ний в от­но­ше­нии управ­лен­цев, ра­бо­та­ю­щих в сфе­ре ЖКХ на ре­ги­о­наль­ном уровне, пре­жде все­го в се­вер­ных и си­бир­ских субъ­ек­тах, а та­к­же на тер­ри­то­ри­ях, где в 2022-2023 го­дах уже на­блю­да­лись круп­ные ком­му­наль­ные ава­рии.

5.Под­го­тов­ка к Во­сточ­но­му эко­но­ми­че­ско­му фо­ру­му, ко­то­рый дол­жен прой­ти 3-6 сен­тяб­ря 2024 года во Вла­ди­во­сто­ке, ско­рее все­го, бу­дет спо­соб­ство­вать даль­ней­шей ак­ту­а­ли­за­ции даль­не­во­сточ­ной по­вест­ки в ра­бо­те фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти в те­че­ние ав­гу­ста. Воз­мож­но, по­ми­мо тра­ди­ци­он­ных тем раз­ви­тия ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов, вни­ма­ние в рам­ках это­го те­ма­ти­че­ско­го бло­ка в бли­жай­шие неде­ли мо­жет быть уде­ле­но раз­ви­тию ин­фра­струк­ту­ры об­ра­зо­ва­ния. В этих усло­ви­ях до­пол­ни­тель­ное зна­че­ние при­об­ре­та­ет ра­бо­та фе­де­раль­но­го шта­ба в сфе­ре кап­ре­мон­та школ под ру­ко­вод­ством ми­ни­стра про­све­ще­ния Сер­гея Крав­цо­ва и врио сек­ре­та­ря Ген­со­ве­та «Еди­ной Рос­сии», пол­пре­да пре­зи­ден­та в УрФО Вла­ди­ми­ра Яку­ше­ва — имен­но в кон­тек­сте вы­яв­ле­ния про­блем и на­ру­ше­ний в даль­не­во­сточ­ных и арк­ти­че­ских ре­ги­о­нах. 

Глава субъекта Российской Федерации

Место в рейтинге

Место в рейтинге в июне

Средний балл

 

Очень сильное влияние

Собянин Сергей Семёнович                            
Мэр города Москва

1

1

9,68

Кадыров Рамзан Ахматович                     
Глава Чеченской Республики

2

2

6,94

Минниханов Рустам Нургалиевич  
Президент Республики Татарстан

3

3

6,87

Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург

4

4

6,85

Воробьев Андрей Юрьевич             
Губернатор Московской области

5

8

6,57

Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области

6

13

6,55

Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области

7

11

6,53

Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области

8

7

6,52

Дрозденко Александр Юрьевич      
Губернатор Ленинградской области

9

6

6,51

Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области

10

5

6,50

Никитин Андрей Сергеевич                 
Губернатор Новгородской области

11

14

6,48

Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики

12

15

6,42

Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края

13

12

6,40

Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края

14

9

6,36

Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан

15

10

6,33

Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики

16

20

6,31

Аксенов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым

17

16

6,28

Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)

18

18

6,26

Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края

19

21

6,25

Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО

20

27

6,17

 

Сильное влияние

Демешин Дмитрий Викторович
Врио губернатора Хабаровского края

21

19

6,16

Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области

22

25

6,14

Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области

23

17

6,11

Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области

24

28

6,09

Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания

25

24

6,07

Богомаз Александр Васильевич     
Губернатор Брянской области

26

22

6,06

Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области

27

35

6,04

Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области

28

23

6,03

Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области

29

31

6,01

Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя

30

29

5,97

Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области

31

26

5,95

Кухарук Руслан Николаевич
Врио губернатора Ханты – Мансийского АО – Югра

32

34

5,94

Лимаренко Валерий Игоревич         
Губернатор Сахалинской области

33

32

5,92

Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея 

34

36

5,91

Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия

35

30

5,90

Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области

36

39

5,88

Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области

37

37

5,86

Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО

38

38

5,85

Турчак Андрей Анатольевич
Врио главы Республики Алтай

39

46

5,83

Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области

40

42

5,82

Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области

41

33

5,80

Федорищев Вячеслав Андреевич
Врио губернатора Самарской области

42

48

5,78

Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области

43

40

5,77

Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области

44

51

5,75

Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области

45

41

5,73

Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики  

46

44

5,72

Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия

47

45

5,70

Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области 

48

43

5,67

Середюк Илья Владимирович                                 
Врио губернатора Кемеровской области

49

53

5,66

Гусев Александр Викторович           
Губернатор Воронежской области

50

59

5,64

 

Среднее влияние

Темрезов  Рашид Бориспиевич                  
Глава Карачаево – Черкесской Республики  

51

52

5,63

Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края

52

54

5,62

Бочаров Андрей Иванович              
Губернатор Волгоградской области

53

57

5,60

Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа  

54

47

5,57

Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области

55

49

5,56

Голубев Василий Юрьевич              
Губернатор Ростовской области

56

55

5,54

Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области

57

61

5,51

Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области

58

58

5,50

Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области

59

50

5,49

Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области

60

60

5,47

Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края

61

62

5,46

Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края

62

65

5,44

Беспрозванных Алексей Сергеевич                   
Врио губернатора Калининградской области

63

64

5,42

Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области

64

56

5,41

Филимонов Георгий Юрьевич
Врио Губернатора Вологодской области

65

67

5,39

Смирнов Алексей Борисович
Врио губернатора Курской области


66


70


5,38

Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области

67

69

5,35

Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области

68

66

5,34

Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области

69

71

5,33

Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики

70

68

5,30

Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия

71

73

5,28

Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики

72

72

5,26

Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области

73

63

5,24

Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области

74

85

5,22

Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области

75

74

5,21

Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия

76

75

5,19

Миляев Дмитрий Вячеславович
Врио губернатора Тульской области

77

81

5,17

Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области

78

83

5,15

Егоров Максим Борисович
Глава Тамбовской области

79

76

5,13

Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл

80

80

5,12

Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области

81

78

5,08

Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края

82

86

5,05

Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми

83

77

4,97

Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия

84

79

4,94

Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области

85

84

4,83

Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края

86

87

4,60

Парфенчиков Артур Олегович                            
Глава Республики Карелия

87

82

4,54

Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан

88

88

4,47

Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва

89

89

4,39

Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния АПЭК

Экс­перт­ный опрос, на ре­зуль­та­тах ко­то­ро­го ос­но­ван рей­тинг наи­бо­лее вли­я­тель­ных гу­бер­на­то­ров в Рос­сии, про­во­дит­ся ме­то­дом за­кры­то­го ан­ке­ти­ро­ва­ния. В нем при­ни­ма­ют уча­стие 26 экс­пер­тов: по­ли­то­ло­ги, по­лит­тех­но­ло­ги, ме­ди­а­экс­пер­ты, жур­на­ли­сты.

Как бы Вы оце­ни­ли по шка­ле от 1 до 10 вли­я­ние на фе­де­раль­ном уровне (в Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­стве РФ, Фе­де­раль­ном со­бра­нии РФ, пар­тий­ной и биз­нес-эли­те) сле­ду­ю­щих глав ре­ги­о­нов?

Сна­ча­ла каж­дый из экс­пер­тов оце­ни­ва­ет вли­я­ние каж­до­го из кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных в ан­ке­те, а за­тем опре­де­ля­ют­ся сред­ние ариф­ме­ти­че­ские зна­че­ния экс­перт­ных оце­нок (сред­ние бал­лы).

Ито­го­вый рей­тинг пред­став­ля­ет со­бой кон­со­ли­ди­ро­ван­ную оцен­ку вли­я­ния всех глав ре­ги­о­нов Рос­сии ли­де­ра­ми рос­сий­ско­го экс­перт­но­го со­об­ще­ства. Пер­со­на­лии, во­шед­шие в рей­тинг по ре­зуль­та­там опро­са, рас­пре­де­ля­ют­ся по раз­де­лам «очень силь­ное вли­я­ние» (1-20), «силь­ное вли­я­ние» (21-50), «сред­нее вли­я­ние» (51-85).

Спи­сок экс­пер­тов

Арь­ков Ви­та­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ниж­ние По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз), Га­вы­че­ва Алек­сандра (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ге­ре­ев Рус­лан (Центр ис­лам­ских ис­сле­до­ва­ний СКФО), Гра­щен­ков Илья (Центр раз­ви­тия ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки), Гром­ский Алек­сей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Нов­го­род­ская об­ласть), Жа­ри­хин Вла­ди­мир (Ин­сти­тут стран СНГ), Жу­равлев Дмит­рий (Ин­сти­тут ре­ги­о­наль­ных про­блем), Зу­ба­нов Сер­гей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Яма­ло-Ненец­ком ав­то­ном­ный округ), Ива­нов Ви­та­лий (Фонд раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства), Ко­ва­лен­ко Ар­тём (жур­нал «Экс­перт-Урал»), Куз­не­цов Глеб (Экс­перт­ный ин­сти­тут со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний), Лав­ров Ан­дрей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Че­ля­бин­ская об­ласть), Львов Сте­пан (ВЦИ­ОМ), Мин­че­ва Ма­рия (кон­сал­тин­го­вое агент­ство «Го­род»), Ми­хе­ев Сер­гей (по­ли­то­лог), Му­ха­ме­тов Рус­лан (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Сверд­лов­ская об­ласть), Ней­ж­ма­ков Ми­ха­ил (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ор­лов Дмит­рий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Под­ко­па­е­ва Еле­на (пор­тал «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии»), Трес­кин Ва­дим (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ар­хан­гель­ская об­ласть), Ту­ров­ский Ро­сти­слав (Центр по­ли­ти­че­ских тех­но­ло­гий), Ха­нас Петр (Даль­не­во­сточ­ный кон­сал­тин­го­вый центр), Цы­ган­ков Ана­то­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия), Ше­шу­ко­ва Га­ли­на (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Орен­бург­ская об­ласть).

АПЭК, 2024 г.

Ссылка


Возврат к списку