у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в августе 2024 года

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в августе 2024 года 06.09.2024

Орлов Дмитрий
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), кандидат исторических наук

1.Фе­де­раль­ная по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии ре­ги­о­нов

1.Од­ним из при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки Крем­ля в ав­гу­сте 2024 года ста­но­вит­ся вни­ма­ние к гео­ст­ра­те­ги­че­ским и при­гра­нич­ным тер­ри­то­ри­ям. Это мож­но свя­зать с вы­зо­ва­ми в сфе­ре без­опас­но­сти (от­ме­тим про­ве­де­ние со­ве­ща­ния под пред­се­да­тель­ством пре­зи­ден­та по си­ту­а­ции в Бел­го­род­ской, Брян­ской и Кур­ской об­ла­стях), а та­к­же с про­грам­мой за­ру­беж­ных ви­зи­тов Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на.

Так­ти­че­ски — та­кое вни­ма­ние мог­ло быть обу­слов­ле­но, в том чис­ле, под­го­тов­кой Во­сточ­но­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма, в рам­ках ко­то­ро­го тра­ди­ци­он­но рас­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы не толь­ко тер­ри­то­рий ДФО (об­ра­тим вни­ма­ние на ор­га­ни­зо­ван­ное пре­зи­ден­том со­ве­ща­ние по раз­ви­тию ин­фра­струк­ту­ры это­го фе­де­раль­но­го окру­га в на­ча­ле сен­тяб­ря), но и бо­лее ши­ро­ко­го кру­га гео­ст­ра­те­ги­че­ских ре­ги­о­нов.

В бо­лее дол­го­сроч­ном кон­тек­сте — оче­вид­но стрем­ле­ние Крем­ля за­дать до­пол­ни­тель­ные фак­то­ры, сни­жа­ю­щие со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­скую уяз­ви­мость при­гра­нич­ных тер­ри­то­рий в усло­ви­ях, ко­гда в бли­жай­шие ме­ся­цы мож­но ожи­дать как ре­ша­ю­щей фазы во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции, так и воз­мож­но­го уси­ле­ния внеш­не­го дав­ле­ния на Рос­сию (в том чис­ле как ча­сти стра­те­гии за­пад­ных иг­ро­ков в рам­ках пе­ре­го­вор­но­го про­цес­са).

Вос­хо­дя­щий тренд за­тра­ги­ва­ет по­зи­ции ру­ко­вод­ства ряда ре­ги­о­нов, ко­то­рые пре­зи­дент по­се­тил в ав­гу­сте-на­ча­ле сен­тяб­ря: гла­вы Се­вер­ной Осе­тии Сер­гея Ме­няй­ло (с 25-го на 21-е ме­сто), ру­ко­во­ди­те­ля Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии Каз­бе­ка Ко­ко­ва (с 70-го на 67-е ме­сто), гла­вы Рес­пуб­ли­ки Тыва Вла­ди­сла­ва Хо­ва­лы­га (с 89-го на 87-е ме­сто).

Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции глав ряда ре­ги­о­нов, гра­ни­ча­щих с зо­ной про­ве­де­ния СВО: гу­бер­на­то­ра Бел­го­род­ской об­ла­сти Вя­че­сла­ва Глад­ко­ва (с 7-го на 6-е ме­сто), гла­вы Рес­пуб­ли­ки Крым Сер­гея Ак­се­но­ва (с 17-го на 15-е ме­сто), врио гла­вы Кур­ской об­ла­сти Алек­сея Смир­но­ва (с 66-го на 25-е ме­сто), гу­бер­на­то­ра Се­ва­сто­по­ля Ми­ха­и­ла Раз­во­жа­е­ва (с 30-го на 26-е ме­сто).

Уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние ру­ко­во­ди­те­лей се­вер­ных ре­ги­о­нов, в том чис­ле гла­вы Яку­тии Ай­се­на Ни­ко­ла­е­ва (с 18-го на 17-е ме­сто), гу­бер­на­то­ра Ар­хан­гель­ской об­ла­сти Алек­сандра Цы­буль­ско­го (с 31-го на 29-е ме­сто), врио гла­вы Хан­ты-Ман­сий­ско­го окру­га Рус­ла­на Ку­ха­ру­ка (с 32-го на 27-е ме­сто), гу­бер­на­то­ра Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га Юрия Без­дуд­но­го (с 54-го на 53-е ме­сто).

Кро­ме того, уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние ряда гу­бер­на­то­ров, с ко­то­рым пре­зи­дент про­вел ра­бо­чие встре­чи в те­че­ние ав­гу­ста. Сре­ди них ру­ко­во­ди­те­ли при­гра­нич­ных ре­ги­о­нов: врио гу­бер­на­то­ра Ха­ба­ров­ско­го края Дмит­рий Де­ме­шин (с 21-го на 19-е ме­сто, пе­ре­хо­дит в груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем) и врио гла­вы Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти Алек­сей Бес­про­зван­ных (с 63-го на 62-е ме­сто). А та­к­же ру­ко­вод­ство ин­ду­стри­аль­ных цен­тров: врио гла­вы Са­мар­ской об­ла­сти Вя­че­слав Фе­до­ри­щев (с 42-го на 35-е ме­сто), врио гу­бер­на­то­ра Во­ло­год­ской об­ла­сти Ге­ор­гий Фи­ли­мо­нов (с 65-го на 56-е ме­сто) и врио гу­бер­на­то­ра Туль­ской об­ла­сти Дмит­рий Ми­ля­ев (с 77-г на 74-е ме­сто).

2.Уси­ли­ва­ет­ся вни­ма­ние фе­де­раль­но­го цен­тра к ра­бо­те не толь­ко ре­ги­о­наль­ных, но и му­ни­ци­паль­ных ад­ми­ни­стра­ций в ре­ги­о­нах Даль­не­го Во­сто­ка, Арк­ти­че­ской зоны и Се­вер­но­го Кав­ка­за.

По­ка­за­тель­ны, на­при­мер, по­се­ще­ния Став­ро­по­ля в те­че­ние июля-ав­гу­ста 2024 года пол­пре­дом пре­зи­ден­та в СКФО Юри­ем Чай­кой, а ра­нее — вице-пре­мье­ром Алек­сан­дром Но­ва­ком; они об­суж­да­ли мест­ную про­бле­ма­ти­ку в рам­ках ме­ро­при­я­тий с уча­сти­ем мэра го­ро­да Ива­на Ульян­чен­ко. Но­вак вы­де­лил за­да­чи по раз­ви­тию аг­ло­ме­ра­ции и транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры го­ро­да, а Чай­ка — ра­бо­ту мест­но­го фи­ли­а­ла фон­да «За­щит­ни­ки Оте­че­ства».

Про­гноз АПЭК: ак­ти­ви­за­ция ра­бо­ты фе­де­раль­ных вла­стей с мест­ной по­вест­кой гео­ст­ра­ги­че­ских тер­ри­то­рий бу­дет озна­чать бо­лее ак­тив­ное пря­мое во­вле­че­ние глав му­ни­ци­па­ли­те­тов из та­ких ре­ги­о­нов в ра­бо­ту с Ад­ми­ни­стра­ци­ей пре­зи­ден­та и пра­ви­тель­ством, в том чис­ле, воз­мож­но, вклю­че­ние глав го­ро­дов в со­став Гос­со­ве­та в пер­спек­ти­ве 2025-2030 го­дов.

3. Про­гноз АПЭК: про­ве­де­ние фо­ру­ма «Раз­ви­тие ма­лых го­ро­дов и ис­то­ри­че­ских по­се­ле­ний», в ко­то­ром при­нял уча­стие пре­мьер Ми­ха­ил Ми­шу­ст­ин, сви­де­тель­ству­ет о том, что фе­де­раль­ные вла­сти мо­гут рас­ши­рить под­держ­ку раз­лич­ных про­грамм в сфе­ре бла­го­устрой­ства, вос­ста­нов­ле­ния куль­тур­ных объ­ек­тов и мо­дер­ни­за­ции ЖКХ в та­ких на­се­лен­ных пунк­тах.

Так, гла­ва пра­ви­тель­ства от­ме­тил, что в це­лях со­хра­не­ния па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры в 2024 году в 8 субъ­ек­тах нач­нет ра­бо­ту пи­лот­ный про­ект пре­зи­дент­ской про­грам­мы по вос­ста­нов­ле­нию объ­ек­тов куль­тур­но­го на­сле­дия. Та­к­же он на­пом­нил о ве­ду­щей­ся ка­би­не­том ми­ни­стров ра­бо­той по фор­ми­ро­ва­нию ком­плекс­ной про­грам­мы мо­дер­ни­за­ции ЖКХ до 2030 года.

Про­гноз АПЭК: ве­ро­ят­но уси­ле­ние кон­ку­рен­ции ре­ги­о­наль­ных внут­ри­э­лит­ных групп за вли­я­ние в му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях, ко­то­рые мо­гут по­лу­чить наи­боль­шую фе­де­раль­ную под­держ­ку в рам­ках про­грамм в сфе­ре по­вы­ше­ния ту­ри­сти­че­ско­го по­тен­ци­а­ла и бла­го­устрой­ства ма­лых го­ро­дов, что бу­дет ве­сти к ро­сту вни­ма­ния та­ких иг­ро­ков к про­дви­же­нию близ­ких к ним кан­ди­да­тов в ор­га­ны вла­сти мест­но­го уров­ня, в том чис­ле в 2025—2026 го­дах.

2.От­но­ше­ния в эли­тах и ре­ги­о­наль­ные внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты

1.Раз­ви­ва­ет­ся тренд на про­ве­де­ние кад­ро­вых ро­та­ций в клю­че­вых му­ни­ци­па­ли­те­тах в ре­ги­о­нах, где в 2022-2023 го­дах со­сто­я­лась сме­на гу­бер­на­то­ров. Так, ряд де­пу­та­тов гор­со­ве­та Крас­но­яр­ска и зак­со­бра­ния края вы­сту­пи­ли с при­зы­вом к от­став­ке мэра го­ро­да Вла­ди­сла­ва Ло­ги­но­ва. А в Са­ра­тов­ской об­ла­сти ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись слу­хи о воз­мож­ной за­мене гла­вы об­ласт­но­го цен­тра Лады Мок­ро­усо­вой.

Про­гноз АПЭК: си­ту­а­тив­но укреп­ля­ют­ся по­зи­ции де­пу­та­тов ре­ги­о­наль­но­го и мест­но­го уров­ня (в том чис­ле пред­став­ля­ю­щих си­стем­ную оп­по­зи­цию), спо­соб­ных вы­сту­пить с кри­ти­кой мэ­ров круп­ных го­ро­дов, что мо­жет уси­лить го­ри­зон­таль­ную мо­биль­ность для глав му­ни­ци­па­ли­те­тов, ко­то­рые мо­гут пе­рей­ти в ру­ко­вод­ство ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­тров. На­при­мер, на пост пер­во­го за­мгла­вы Са­ра­то­ва на фоне по­доб­ных слу­хов пе­ре­шел в те­че­ние 18 лет воз­глав­ляв­ший Та­ти­щев­ский рай­он Па­вел Сур­ков.

2.В усло­ви­ях СВО по­лу­ча­ет даль­ней­шее раз­ви­тие тен­ден­ция бо­лее жест­ко­го кон­тро­ля за рас­хо­да­ми на про­ве­де­ние раз­вле­ка­тель­ных ме­ро­при­я­тий на ме­стах. Сре­ди ре­зо­нанс­ных сю­же­тов по­доб­но­го рода — при­влек­ший вни­ма­ние фе­де­раль­ных по­ли­ти­ков и СМИ ин­фо­по­вод с вы­ступ­ле­ни­ем пев­ца SHAMAN на Дне го­ро­да в Орен­бур­ге, на что, по дан­ным СМИ, пред­по­ла­га­лось по­тра­тить око­ло 16,6 млн руб­лей.

Про­гноз АПЭК: уже­сто­че­ние кон­тро­ля за рас­хо­да­ми ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тов мо­жет при­ве­сти к бо­лее ак­тив­но­му во­вле­че­нию в ре­ги­о­наль­ную по­ли­ти­ку ве­те­ра­нов СВО, а та­к­же во­лон­те­ров, за­ни­ма­ю­щих­ся со­от­вет­ству­ю­щей те­ма­ти­кой, ко­то­рые по­лу­ча­ют воз­мож­но­сти для дав­ле­ния на му­ни­ци­паль­ную власть; мест­ные ад­ми­ни­стра­ции по­лу­чат до­пол­ни­тель­ный сти­мул для диа­ло­га с об­ще­ствен­ни­ка­ми. В пер­спек­ти­ве 2025-2026 года это мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным драй­ве­ром для пе­ре­хо­да этих де­я­те­лей как в пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны раз­лич­ных уров­ней, так и в ис­пол­ни­тель­ную власть.

3.Важ­ной смыс­ло­вой ли­ни­ей осе­ни 2024 года ста­нет рас­смот­ре­ние про­ек­тов ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тов. Курс на бо­лее жест­кий кон­троль за бюд­жет­ны­ми рас­хо­да­ми мо­жет пред­по­ла­гать бо­лее ак­тив­ное вни­ма­ние об­ще­ствен­но­сти и ме­диа к по­доб­ным дис­кус­си­ям — пре­жде все­го в ре­ги­о­нах, где в 2025 году долж­ны прой­ти вы­бо­ры гу­бер­на­то­ров и де­пу­та­тов зак­со­бра­ний.

Мож­но пред­по­ло­жить, что наи­боль­ший ре­зо­нанс в этой груп­пе ре­ги­о­нов об­суж­де­ние по­доб­ных тем по­лу­чит в Рес­пуб­ли­ке Коми и Ко­стром­ской об­ла­сти (здесь в сле­ду­ю­щем году бу­дут сов­ме­ще­ны вы­бо­ры гу­бер­на­то­ров и зак­со­бра­ний), Но­во­си­бир­ской об­ла­сти (где пред­сто­ит кам­па­ния в ре­ги­о­наль­ный пар­ла­мент), а та­к­же в Ир­кут­ской об­ла­сти, где в 2025 году со­сто­ят­ся вы­бо­ры гу­бер­на­то­ра.

Про­гноз АПЭК: важ­ной тен­ден­ци­ей осе­ни 2024 года мо­жет стать уже­сто­че­ние кон­тро­ля за ра­бо­той му­ни­ци­паль­ных ор­га­нов вла­сти, в том чис­ле в круп­ных эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ных ре­ги­о­нах. По­ка­за­те­лен, на­при­мер, арест гла­вы под­мос­ков­но­го Сер­ги­е­ва По­са­да Дмит­рия Аку­ло­ва. Это мо­жет за­дать и бо­лее дол­го­сроч­ные внут­ри­э­лит­ные трен­ды — на­при­мер, рас­ши­ре­ние воз­мож­но­стей по пе­ре­хо­ду в му­ни­ци­паль­ные ад­ми­ни­стра­ции вы­ход­цев как из си­ло­вых струк­тур (в том чис­ле из чис­ла участ­ни­ков во­ен­ной спе­цо­пе­ра­ции), так и из биз­не­са в пер­спек­ти­ве 2025-2030 го­дов.

3.Про­гноз АПЭК. Ожи­да­е­мые трен­ды сен­тяб­ря-ок­тяб­ря 2024 года

1.Од­ной из ос­нов­ных тем про­блем­ной по­вест­ки в осен­ний пе­ри­од тра­ди­ци­он­но оста­ет­ся си­ту­а­ция в сфе­ре ЖКХ. В этих усло­ви­ях в зоне рис­ка ока­зы­ва­ют­ся не толь­ко гла­вы про­блем­ных ре­ги­о­нов, где со­сто­я­ние ком­му­наль­ных се­тей объ­яс­ня­ет­ся огра­ни­чен­ны­ми бюд­жет­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, но и гу­бер­на­то­ры фи­нан­со­во бла­го­по­луч­ных тер­ри­то­рий, где ава­рии в этой сфе­ре мо­гут по­лу­чать боль­ший ре­зо­нанс и объ­яс­нять­ся воз­рос­шей на­груз­кой на си­сте­мы ЖКХ в свя­зи с мас­со­вым жи­лищ­ным стро­и­тель­ством. Это мо­жет не толь­ко мо­ти­ви­ро­вать гу­бер­на­то­ров ак­тив­нее де­мон­стри­ро­вать вни­ма­ние к си­ту­а­ции в сфе­ре ЖКХ, но и предъ­яв­лять до­пол­ни­тель­ные тре­бо­ва­ния к обес­пе­че­нию ра­бо­ты ком­му­наль­ных си­стем в рай­о­нах, где ве­дет­ся мас­штаб­ная ком­мер­че­ская за­строй­ка — в том чис­ле под дав­ле­ни­ем пра­ви­тель­ства. На бо­лее от­да­лен­ную пер­спек­ти­ву — это бу­дет сти­му­ли­ро­вать иг­ро­ков строй­ком­плек­са ак­тив­нее вкла­ды­вать ре­сур­сы в укреп­ле­ние сво­их лоб­бист­ских воз­мож­но­стей, что­бы иметь бо­лее вы­иг­рыш­ные пе­ре­го­вор­ные по­зи­ции в диа­ло­ге с гу­бер­на­то­ра­ми по спор­ным во­про­сам. Раз­ви­тие си­ту­а­ции мо­жет под­толк­нуть стро­и­тель­ные ком­па­нии к бо­лее ак­тив­но­му про­дви­же­нию близ­ких к ним фи­гур (а в ряде слу­ча­ев и топ-ме­не­дже­ров) в Гос­ду­му в рам­ках кам­па­нии 2026 года.

2.Во вто­рой по­ло­вине сен­тяб­ря-ок­тяб­ре 2024 года ожи­да­е­ма но­вая вол­на мас­штаб­ных кад­ро­вых пе­ре­ста­но­вок в ре­ги­о­нах, где за­вер­шат­ся гу­бер­на­тор­ские кам­па­нии. Та­кие ро­та­ции мо­гут кос­нуть­ся не толь­ко пра­ви­тельств субъ­ек­тов, но и ру­ко­вод­ства клю­че­вых му­ни­ци­па­ли­те­тов. Один из при­ме­ров раз­ви­тия это­го трен­да уже в ав­гу­сте — от­став­ка пер­во­го за­мгла­вы Ха­ба­ров­ска по эко­но­ми­че­ским во­про­сам Иго­ря Ми­хай­лов­ско­го. В бли­жай­шие два ме­ся­ца на уровне му­ни­ци­па­ли­те­тов в ре­ги­о­нах, где за­вер­шат­ся гу­бер­на­тор­ские кам­па­нии, кад­ро­вые пе­ре­ста­нов­ки мо­гут кос­нуть­ся бло­ков, от­вет­ствен­ных за стро­и­тель­ство, зе­мель­ные от­но­ше­ния, бла­го­устрой­ство и ЖКХ.

3.Вни­ма­ние фе­де­раль­ных вла­стей к се­вер­ным и даль­не­во­сточ­ным ре­ги­о­нам пред­по­ла­га­ет не толь­ко бо­лее плот­ную ра­бо­ту пра­ви­тель­ства с та­ки­ми тер­ри­то­ри­я­ми, но и ак­ти­ви­за­цию ра­бо­ты пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов. В те­че­ние осе­ни 2024 года мож­но ожи­дать даль­ней­ше­го раз­ви­тия уже про­явив­ше­го­ся ра­нее трен­да, свя­зан­но­го с су­деб­ны­ми про­цес­са­ми в от­но­ше­нии чи­нов­ни­ков в та­ких субъ­ек­тах: так, на фоне за­дер­жа­ния быв­ше­го мэра Но­во­го Урен­гоя Ан­дрея Во­ро­но­ва по­ки­да­ет груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем Дмит­рий Ар­тю­хов (с 20-го на 24-е ме­сто), по­сле воз­буж­де­ния уго­лов­ных дел в от­но­ше­нии чи­нов­ни­ков Мин­тран­са ре­ги­о­на осла­бе­ва­ют по­зи­ции гу­бер­на­то­ра При­мор­ско­го края Оле­га Ко­же­мя­ко (с 14-го на 20-е ме­сто), а по­сле за­дер­жа­ния мэра Инты Вла­ди­ми­ра Ки­се­ле­ва утра­чи­ва­ет по­зи­ции гла­ва Рес­пуб­ли­ки Коми Вла­ди­мир Уйба (с 83-го на 88-е ме­сто). Та­кой тренд мо­жет пред­по­ла­гать бо­лее ак­тив­ный пе­ре­ход ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров из дру­гих ре­ги­о­нов и с фе­де­раль­но­го уров­ня в под­раз­де­ле­ния си­ло­вых струк­тур (в том чис­ле След­ствен­но­го ко­ми­те­та и про­ку­ра­ту­ры) в се­вер­ных, арк­ти­че­ских и даль­не­во­сточ­ных субъ­ек­тах в кон­це 2024-2025 го­дах.

4.Плот­ное вни­ма­ние Крем­ля к во­про­сам фор­ми­ро­ва­ния ин­фра­струк­ту­ры без­опас­но­сти в ре­ги­о­нах, гра­ни­ча­щих с зо­ной про­ве­де­ния СВО, бу­дет либо со­зда­вать су­ще­ствен­ные по­ли­ти­че­ские вы­зо­вы для глав та­ких ре­ги­о­нов (вплоть до ве­ро­ят­но­сти их до­сроч­ных от­ста­вок), либо за­став­лять их пе­ре­хва­ты­вать про­блем­ную по­вест­ку и про­во­дить бо­лее жест­кие ро­та­ции в ру­ко­вод­стве про­филь­ных ре­ги­о­наль­ных ве­домств и на уровне му­ни­ци­па­ли­те­тов в слу­чае су­ще­ствен­ных недо­че­тов в этой сфе­ре. От­ме­тим, на­при­мер, от­став­ки глав трех рай­о­нов Бел­го­род­ской об­ла­сти в свя­зи с неудо­вле­тво­ри­тель­ны­ми ре­зуль­та­та­ми по ито­гам уче­ний ГО и ЧС.

5.По­вы­шен­ный ин­те­рес фе­де­раль­ных вла­стей к де­мо­гра­фи­че­ской по­вест­ке сти­му­ли­ру­ет глав ре­ги­о­нов вы­сту­пать с соб­ствен­ны­ми ини­ци­а­ти­ва­ми в этой сфе­ре. По­ка­за­тель­но, на­при­мер, пред­ло­же­ние гу­бер­на­то­ра Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сея Тексле­ра (9-е ме­сто) о вве­де­нии «сту­ден­че­ско­го ка­пи­та­ла» для мо­ло­дых ро­ди­те­лей, про­хо­дя­щих оч­ное обу­че­ние в шко­лах и ву­зах. Но­вой вол­ны де­мо­гра­фи­че­ских ини­ци­а­тив мож­но ожи­дать в но­яб­ре-де­каб­ре 2024 года, ко­гда ряд гу­бер­на­то­ров долж­ны вы­сту­пить с по­сла­ни­я­ми к зак­со­бра­ни­ям либо про­ве­сти «пря­мые ли­нии». При этом раз­ви­тие это­го со­дер­жа­тель­но­го трен­да та­к­же мо­жет спо­соб­ство­вать ак­тив­но­му из­бра­нию чи­нов­ни­ков с опы­том ра­бо­ты в ре­ги­о­наль­ных со­ци­аль­ных бло­ках в Гос­ду­му в 2026 году.

Глава субъекта Российской Федерации

Место в рейтинге

Место в рейтинге в июле

Средний балл

 

Очень сильное влияние

 

 

 

Собянин Сергей Семёнович                            
Мэр города Москва

1

1

9,84

Кадыров Рамзан Ахматович                     
Глава Чеченской Республики

2

2

7,59

Минниханов Рустам Нургалиевич  
Президент Республики Татарстан

3

3

7,31

Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург

4

4

7,22

Воробьев Андрей Юрьевич             
Губернатор Московской области

5

5

7,21

Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области

6

7

6,93

Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области

7

6

6,80

Дрозденко Александр Юрьевич      
Губернатор Ленинградской области

8

9

6,78

Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области

9

8

6,70

Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области

10

10

6,69

Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики

11

12

6,64

Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан

12

15

6,55

Никитин Андрей Сергеевич                 
Губернатор Новгородской области

13

11

6,52

Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края

14

13

6,48

Аксенов Сергей Валерьевич                               
Глава Республики Крым

15

17

6,43

Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики

16

16

6,42

Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)

17

18

6,41

Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края

18

19

6,39

Демешин Дмитрий Викторович
Врио губернатора Хабаровского края

19

       21

6,37

Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края

20

14

6,35

 

Сильное влияние

 

 

 

Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания

21

25

6,33

Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области

22

24

6,31

Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области

23

28

6,29

Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО

24

20

6,26

Смирнов Алексей Борисович
Врио губернатора Курской области

25

66

6,25

Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя

26

30

6,22

Кухарук Руслан Николаевич
Врио губернатора Ханты – Мансийского АО – Югра

27

32

6,20

Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области

28

23

6,19

Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области

29

31

6,18

Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области

30

22

6,16

Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области

31

29

6,15

Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия

32

35

6,13

Богомаз Александр Васильевич     
Губернатор Брянской области

33

26

6,10

Турчак Андрей Анатольевич
Врио главы Республики Алтай

34

39

6,09

Федорищев Вячеслав Андреевич
Врио губернатора Самарской области

35

42

6,07

Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области

36

44

6,05

Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея 

37

34

6,03

Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО

38

38

6,02

Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области

39

27

6,00

Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области

40

43

5,98

Лимаренко Валерий Игоревич         
Губернатор Сахалинской области

41

33

5,96

Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области

42

41

5,94

Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области

43

45

5,93

Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области

44

36

5,91

Середюк Илья Владимирович                                 
Врио губернатора Кемеровской области

45

49

5,90

Темрезов  Рашид Бориспиевич                  
Глава Карачаево – Черкесской Республики

46

51

5,88

Гусев Александр Викторович           
Губернатор Воронежской области  

47

50

5,87

Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области

48

37

5,85

Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области

49

40

5,83

Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области

50

48

5,82

 

Среднее влияние

 

 

 

Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области

51

55

5,80

Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия

52

47

5,79

Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа

53

54

5,77

Бочаров Андрей Иванович              
Губернатор Волгоградской области

54

53

5,76

Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края

55

52

5,74

Филимонов Георгий Юрьевич
Врио Губернатора Вологодской области

56

65

5,73

Голубев Василий Юрьевич              
Губернатор Ростовской области

57

56

5,72

Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области

58

58

5,70

Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области

59

57

5,69

Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края

60

61

5,67

Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области

61

60

5,66

Беспрозванных Алексей Сергеевич                   
Врио губернатора Калининградской области

62

63

5,64

Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области

63

64

5,62

Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области

64

59

5,61

Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края

65

62

5,59

Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики


66

 

46

 

5,58

Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики

67

70

5,56

Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области

68

68

5,55

Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области

69

69

5,53

Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия

70

71

5,52

Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области

71

73

5,50

Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан

72

88

5,49

Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области

73

81

5,47

Миляев Дмитрий Вячеславович                                 
Врио губернатора Тульской области

74

77

5,45

Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области

75

74

5,43

Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области

76

67

5,41

Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края

77

82

5,40

Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области

78

75

5,37

Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия

79

76

5,36

Егоров Максим Борисович
Глава Тамбовской области

80

79

5,33

Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл

81

80

5,32

Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области

82

78

5,30

Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края

83

86

5,27

Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики

84

72

5,24

Парфенчиков Артур Олегович                            
Глава Республики Карелия

85

87

5,15

Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области

86

88

5,09

Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва

87

89

5,05

Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми

88

83

4,97

Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия

89

84

Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния АПЭК

Экс­перт­ный опрос, на ре­зуль­та­тах ко­то­ро­го ос­но­ван рей­тинг наи­бо­лее вли­я­тель­ных гу­бер­на­то­ров в Рос­сии, про­во­дит­ся ме­то­дом за­кры­то­го ан­ке­ти­ро­ва­ния. В нем при­ни­ма­ют уча­стие 26 экс­пер­тов: по­ли­то­ло­ги, по­лит­тех­но­ло­ги, ме­ди­а­экс­пер­ты, жур­на­ли­сты.

Как бы Вы оце­ни­ли по шка­ле от 1 до 10 вли­я­ние на фе­де­раль­ном уровне (в Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­стве РФ, Фе­де­раль­ном со­бра­нии РФ, пар­тий­ной и биз­нес-эли­те) сле­ду­ю­щих глав ре­ги­о­нов?

Сна­ча­ла каж­дый из экс­пер­тов оце­ни­ва­ет вли­я­ние каж­до­го из кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных в ан­ке­те, а за­тем опре­де­ля­ют­ся сред­ние ариф­ме­ти­че­ские зна­че­ния экс­перт­ных оце­нок (сред­ние бал­лы).

Ито­го­вый рей­тинг пред­став­ля­ет со­бой кон­со­ли­ди­ро­ван­ную оцен­ку вли­я­ния всех глав ре­ги­о­нов Рос­сии ли­де­ра­ми рос­сий­ско­го экс­перт­но­го со­об­ще­ства. Пер­со­на­лии, во­шед­шие в рей­тинг по ре­зуль­та­там опро­са, рас­пре­де­ля­ют­ся по раз­де­лам «очень силь­ное вли­я­ние» (1-20), «силь­ное вли­я­ние» (21-50), «сред­нее вли­я­ние» (51-89).

Спи­сок экс­пер­тов

Арь­ков Ви­та­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ниж­ние По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз), Га­вы­че­ва Алек­сандра (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ге­ре­ев Рус­лан (Центр ис­лам­ских ис­сле­до­ва­ний СКФО), Гра­щен­ков Илья (Центр раз­ви­тия ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки), Гром­ский Алек­сей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Нов­го­род­ская об­ласть), Жа­ри­хин Вла­ди­мир (Ин­сти­тут стран СНГ), Жу­равлев Дмит­рий (Ин­сти­тут ре­ги­о­наль­ных про­блем), Зу­ба­нов Сер­гей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Яма­ло-Ненец­ком ав­то­ном­ный округ), Ива­нов Ви­та­лий (Фонд раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства), Ко­ва­лен­ко Ар­тём (жур­нал «Экс­перт-Урал»), Куз­не­цов Глеб (Экс­перт­ный ин­сти­тут со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний), Лав­ров Ан­дрей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Че­ля­бин­ская об­ласть), Львов Сте­пан (ВЦИ­ОМ), Мин­че­ва Ма­рия (кон­сал­тин­го­вое агент­ство «Го­род»), Ми­хе­ев Сер­гей (по­ли­то­лог), Му­ха­ме­тов Рус­лан (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Сверд­лов­ская об­ласть), Ней­ж­ма­ков Ми­ха­ил (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ор­лов Дмит­рий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Под­ко­па­е­ва Еле­на (пор­тал «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии»), Трес­кин Ва­дим (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ар­хан­гель­ская об­ласть), Ту­ров­ский Ро­сти­слав (Центр по­ли­ти­че­ских тех­но­ло­гий), Ха­нас Петр (Даль­не­во­сточ­ный кон­сал­тин­го­вый центр), Цы­ган­ков Ана­то­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия), Ше­шу­ко­ва Га­ли­на (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Орен­бург­ская об­ласть).

АПЭК, 2024 г.

Ссылка

Возврат к списку