у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в мае 2025 года

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в мае 2025 года 06.06.2025

Орлов Дмитрий
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), координатор Экспертного клуба «Регион», кандидат исторических наук

1.Фе­де­раль­ная по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии ре­ги­о­нов

1. Под­твер­жда­ет­ся вы­со­кий уро­вень вли­я­ния мэра Моск­вы Сер­гея Со­бя­ни­на (1-е ме­сто), укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гла­вы Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки Рам­за­на Ка­ды­ро­ва (с 4-го на 3-е ме­сто) и гу­бер­на­то­ра Ива­нов­ской об­ла­сти Ста­ни­сла­ва Вос­кре­сен­ско­го (с 52-го на 49-е ме­сто, пе­ре­хо­дит в груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем) — по­сле ра­бо­чих встреч с Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным. Укреп­ля­ют­ся по­зи­ции в рей­тин­ге врио гу­бер­на­то­ра Кур­ской об­ла­сти Алек­сандра Хин­штей­на (с 11-го на 5-е ме­сто) по­сле ви­зи­та пре­зи­ден­та в ре­ги­он.

По­ка­за­тель­но спе­ци­аль­ное вни­ма­ние Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в ходе встреч с гла­ва­ми ре­ги­о­нов к во­про­сам раз­ви­тия ре­ги­о­наль­ной ин­фра­струк­ту­ры здра­во­охра­не­ния, а та­к­же кад­ро­во­го по­тен­ци­а­ла для эко­но­ми­ки (в том чис­ле в рам­ках под­держ­ки учре­жде­ний сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, на чем в ходе встре­чи с гла­вой го­су­дар­ства ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние Сер­гей Со­бя­нин). Эти темы на­ря­ду с по­вы­ше­ни­ем устой­чи­во­сти эко­но­ми­ки ре­ги­о­нов мо­гут быть обо­зна­че­ны пре­зи­ден­том и в ходе пле­нар­но­го за­се­да­ния Пе­тер­бург­ско­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма-2025.

2. Со­ве­ща­ние гла­вы го­су­дар­ства с ру­ко­во­ди­те­ля­ми му­ни­ци­па­ли­те­тов Кур­ской об­ла­сти мо­жет сви­де­тель­ство­вать о даль­ней­шем раз­ви­тии трен­да на пря­мое вза­и­мо­дей­ствие фе­де­раль­но­го цен­тра с ор­га­на­ми мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в при­гра­нич­ных субъ­ек­тах. Этот курс мо­жет быть ре­а­ли­зо­ван в рам­ках под­го­тов­ки про­ек­тов эко­но­ми­че­ско­го вос­ста­нов­ле­ния та­ких тер­ри­то­рий на пер­спек­ти­ву до 2030 года, а та­к­же для со­зда­ния но­во­го кон­ту­ра кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей та­ких про­грамм — с уче­том опы­та вы­яв­ле­ния зло­упо­треб­ле­ний при стро­и­тель­стве обо­ро­ни­тель­ных со­ору­же­ний в Кур­ской об­ла­сти, ко­гда в чис­ло фи­гу­ран­тов рас­сле­до­ва­ния во­шел экс-гла­ва это­го субъ­ек­та Алек­сей Смир­нов, а та­к­же пред­ста­ви­те­ли преды­ду­ще­го ру­ко­вод­ства Кор­по­ра­ции раз­ви­тия ре­ги­о­на.

Пря­мое вза­и­мо­дей­ствие фе­де­раль­ных вла­стей с му­ни­ци­паль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти мо­жет ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся и для вы­ра­бот­ки мер ан­ти­кри­зис­но­го эко­но­ми­че­ско­го ре­а­ги­ро­ва­ния, в том чис­ле в рам­ках ре­а­ли­за­ции ин­вест­про­ек­тов в от­рас­лях, стра­те­ги­че­ски зна­чи­мых для под­дер­жа­ния со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти, на­при­мер, фар­ма­цев­ти­че­ской. В зоне вни­ма­ния ру­ко­вод­ства стра­ны мо­гут на­хо­дить­ся ре­а­ли­зу­е­мые в этой сфе­ре про­ек­ты как в клю­че­вых про­мыш­лен­ных ре­ги­о­нах, так и в но­вых цен­тров та­ких про­из­водств, что та­к­же мо­жет по­лу­чить от­ра­же­ние в ходе по­вест­ки ПМЭФ-2025.

3. В рам­ках мер под­держ­ки эко­но­ми­ки ре­ги­о­нов ве­ро­ят­на раз­ра­бот­ка но­вых фе­де­раль­ных ини­ци­а­тив в сфе­ре строй­ком­плек­са. При­ме­ча­тель­но, на­при­мер, про­шед­шее под пред­се­да­тель­ством Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на за­се­да­ние Со­ве­та при пре­зи­ден­те по раз­ви­тию фи­зи­че­ской куль­ту­ры и спор­та, в ходе ко­то­ро­го гла­ва го­су­дар­ства по­ру­чил до кон­ца 2025 года за­вер­шить де­таль­ную ин­вен­та­ри­за­цию всех спор­тив­ных со­ору­же­ний для раз­ра­бот­ки пла­на их мо­дер­ни­за­ции, кап­ре­мон­та и осна­ще­ния.

Кро­ме того, от­ме­тим по­вест­ку ра­бо­чей встре­чи пре­зи­ден­та с гла­вой Мин­при­ро­ды Алек­сан­дром Коз­ло­вым, на ко­то­рой был под­нят во­прос о ходе мо­дер­ни­за­ции очист­ных со­ору­же­ний в ре­ги­о­нах. При этом те­ря­ют по­зи­ции гу­бер­на­тор Мос­ков­ской об­ла­сти Ан­дрей Во­ро­бьев (с 5-го на 6-е ме­сто), гла­ва Са­мар­ской об­ла­сти Вя­че­слав Фе­до­ри­щев (с 22-го на 25-е ме­сто), гу­бер­на­тор Улья­нов­ской об­ла­сти Алек­сей Рус­ских (с 49-го на 50-е ме­сто), гла­ва За­бай­каль­ско­го края Алек­сандр Оси­пов (с 71-го на 76-е ме­сто): вох­глав­ля­е­мые ими ре­ги­о­ны были на­зва­ны в ходе этой встре­чи в чис­ле тех, где по­доб­ные ра­бо­ты не были за­вер­ше­ны в срок. Ве­ро­ят­ные но­вые про­вер­ки ре­а­ли­за­ции та­ких про­ек­тов мо­гут стать од­ним из фак­то­ров вли­я­ния Ро­спри­род­над­зо­ра на ре­ги­о­наль­ную по­ли­ти­ку, в том чис­ле во вто­рой по­ло­вине 2025 года.

4. В рам­ках ре­а­ги­ро­ва­ния на вы­зо­вы, свя­зан­ные с рас­про­стра­не­ни­ем при­род­ных по­жа­ров, в зоне вни­ма­ния ру­ко­вод­ства стра­ны на­хо­дят­ся во­про­сы вза­и­мо­дей­ствия фе­де­раль­ных ве­домств. Так, Вла­ди­мир Пу­тин в ходе со­ве­ща­ния с чле­на­ми пра­ви­тель­ства ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние на во­про­се на­ла­жи­ва­ния та­ко­го со­труд­ни­че­ства меж­ду МЧС и Мин­при­ро­ды.

Од­на­ко в слу­чае ослож­не­ния по­жа­ро­опас­ной си­ту­а­ции до­пол­ни­тель­ные по­ли­ти­ко-прав­лен­че­ские вы­зо­вы в этой сфе­ре мо­гут воз­ник­нуть и у ру­ко­вод­ства наи­бо­лее уяз­ви­мых ре­ги­о­нов, осо­бен­но в июле-ав­гу­сте 2025 года. Так, в ходе вы­ше­на­зван­но­го со­ве­ща­ния были от­ме­че­ны рис­ки по­яв­ле­ния но­вых при­род­ных по­жа­ров в лет­ний пе­ри­од в се­вер­ных ре­ги­о­нах, вклю­чая за­пад Яку­тии, се­ве­ро-во­сток Крас­но­яр­ско­го края и се­вер Ир­кут­ской об­ла­сти. В от­дель­ных слу­ча­ях ре­зуль­та­тив­ность про­ве­де­ния про­ти­во­по­жар­ных ме­ро­при­я­тий мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром, вли­я­ю­щим на ро­та­ции в гу­бер­на­тор­ском кор­пу­се, ко­то­рые мо­гут прой­ти в пе­ри­од с осе­ни 2025 до позд­ней вес­ны 2026 года, либо, на­про­тив, пер­спек­ти­вы фе­де­раль­ной ка­рье­ры ряда ру­ко­во­ди­те­лей ре­ги­о­наль­но­го уров­ня (в том чис­ле вице-гу­бер­на­то­ров и ре­ги­о­наль­ных вице-пре­мье­ров, ку­ри­ру­ю­щих во­про­сы ре­а­ги­ро­ва­ния на чрез­вы­чай­ные си­ту­а­ции).

2. От­но­ше­ния в эли­тах и ре­ги­о­наль­ные внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты

1. Прай­ме­риз «Еди­ной Рос­сии», оста­ва­ясь клю­че­вым внут­ри­по­ли­ти­че­ским со­бы­ти­ем вес­ны в сфе­ре ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки, без­услов­но, ока­зы­ва­ют вли­я­ние на внут­ри­э­лит­ный ба­ланс в пред­вы­бор­ных субъ­ек­тах.

В ряде ре­ги­о­нов прай­ме­риз за­кре­пи­ли ре­зуль­та­ты фор­ми­ро­ва­ния бо­лее ши­ро­ких внут­ри­э­лит­ных ко­а­ли­ций во­круг пар­тии. На­при­мер, несколь­ко по­бе­ди­те­лей пред­ва­ри­тель­но­го го­ло­со­ва­ния по от­бо­ру кан­ди­да­тов в де­пу­та­ты Думы Там­бо­ва от пар­тии со­ста­ви­ли сто­рон­ни­ки гла­вы ад­ми­ни­стра­ции го­ро­да Мак­си­ма Ко­сен­ко­ва, ра­нее со­сто­яв­ше­го в пар­тии «Ро­ди­на», а в ап­ре­ле 2025 года пе­ре­шед­ше­го в «Еди­ную Рос­сию». Это де­пу­та­ты гор­ду­мы преды­ду­ще­го со­зы­ва Алек­сей Жу­рав­ский, Ан­дрей Ер­мак и Еле­на Ку­ла­ко­ва. В ходе прай­ме­риз по от­бо­ру кан­ди­да­тов в зак­со­бра­ние Но­во­си­бир­ской об­ла­сти за­мет­ных ре­зуль­та­тов до­би­лись вы­ход­цы из ЛДПР, на­при­мер, по тер­ри­то­ри­ям № 23 и 32 на пер­вое ме­сто вы­шли Ев­ге­ний Шаб­лин­ский и Алек­сандр Щер­бак. При этом еще в 2021 году из ЛДПР в «Еди­ную Рос­сию» пе­ре­шел де­пу­тат Гос­ду­мы от ре­ги­о­на, вы­хо­дец из сфе­ры строй­ком­плек­са Дмит­рий Са­ве­льев.

Ре­зуль­та­ты прай­ме­риз в субъ­ек­тах со слож­ной внут­ри­э­лит­ной кон­фи­гу­ра­ци­ей (на­при­мер, тех, где пред­став­ле­ны ин­те­ре­сы несколь­ких групп ре­ги­о­наль­но­го биз­не­са или есть силь­ные му­ни­ци­паль­ные иг­ро­ки), как пра­ви­ло, поз­во­ля­ют луч­ше скор­рек­ти­ро­вать ба­ланс в сло­жив­шей­ся на базе со­от­вет­ству­ю­щих от­де­ле­ний пар­тии ко­а­ли­ций ак­то­ров. Это не толь­ко при­во­дит к укреп­ле­нию по­зи­ций «Еди­ной Рос­сии» с элек­то­раль­ной точ­ки зре­ния, но и сни­жа­ет ве­ро­ят­ность пуб­лич­ных кон­флик­тов в слу­чае за­мет­ных управ­лен­че­ских вы­зо­вов. Так прай­ме­риз «Еди­ной Рос­сии» ста­но­вят­ся ста­би­ли­зи­ру­ю­щим фак­то­ром для ре­ги­о­наль­ных по­ли­ти­че­ских си­стем в це­лом.

2. Без­услов­но, од­ним из ос­нов­ных кад­ро­вых трен­дов, за­креп­ля­е­мых прай­ме­риз, ста­но­вит­ся вклю­че­ние в со­став ре­ги­о­наль­ных и му­ни­ци­паль­ных элит или укреп­ле­ния по­зи­ций в этой сре­де по­ли­ти­ков с опы­том уча­стия в СВО. По пред­ва­ри­тель­ным дан­ным, пред­став­лен­ным в кон­це мая сек­ре­та­рем Ген­со­ве­та пар­тии Вла­ди­ми­ром Яку­ше­вым, по­бе­ди­те­ля­ми прай­ме­риз в 2025 году ста­ло 827 ве­те­ра­нов СВО; было под­твер­жде­но, что «Еди­ная Рос­сия» про­дол­жит эту кад­ро­вую по­ли­ти­ку «в по­сто­ян­ном и си­стем­ном ре­жи­ме» в бли­жай­шие годы.

Сре­ди участ­ни­ков СВО-ли­де­ров прай­ме­риз, уже имев­ших опыт в по­ли­ти­ке и сфе­ры го­су­прав­ле­ния, зна­чи­тель­ная часть яв­ля­ет­ся вы­ход­ца­ми из си­ло­вых ве­домств. В ито­ге в за­мет­ной ча­сти слу­ча­ев тренд на ин­те­гра­цию наи­бо­лее ам­би­ци­оз­ных ве­те­ра­нов спе­цо­пе­ра­ции в де­пу­тат­ский кор­пус мо­жет ве­сти к опре­де­лен­но­му раз­мы­ва­нию по­зи­ций ста­рых внут­ри­э­лит­ных групп ре­ги­о­наль­но­го уров­ня (ча­сто свя­зан­ных с биз­нес-иг­ро­ка­ми ре­ги­о­наль­но­го уров­ня), осо­бен­но с уче­том того, что па­рал­лель­но в де­пу­тат­ский кор­пус бу­дут вхо­дить та­к­же ряд пред­при­ни­ма­те­лей и ру­ко­во­ди­те­лей пред­при­я­тий, свя­зан­ных с вы­пус­ком про­дук­ции для обо­рон­ных нужд. Та­кой тренд с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью со­хра­нит­ся, как ми­ни­мум в 2026-2027 го­дах, оста­ва­ясь ярко вы­ра­жен­ным в том чис­ле для ряда ин­ду­стри­аль­ных ре­ги­о­нов.

3. На ре­ги­о­наль­ную по­ли­ти­ку вли­я­ют кад­ро­вые ре­ше­ния «Еди­ной Рос­сии» по фор­ми­ро­ва­нию ру­ко­вод­ства ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний. Так, уси­ли­ва­ет­ся вли­я­ние врио ру­ко­во­ди­те­лей ре­ги­о­нов, вы­дви­ну­тых на по­сты сек­ре­та­рей ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний пар­тии и по­лу­чив­ших под­держ­ку ли­де­ра «Еди­ной Рос­сии» Дмит­рия Мед­ве­де­ва: врио гу­бер­на­то­ра Сверд­лов­ской об­ла­сти Де­ни­са Пас­ле­ра (с 40-го на 31-е ме­сто) и врио гла­вы Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га Ири­ны Гехт (с 79-го на 75-е ме­сто).

Дру­гой под­ход к вы­бо­ру кан­ди­да­ту­ры сек­ре­та­ря от­де­ле­ния пар­тии от­ме­ча­ет­ся в Кур­ской об­ла­сти. Здесь на дан­ный пост был вы­дви­нут врио вице-пре­мье­ра ре­ги­о­на Ев­ге­ний Ло­бов. Это мож­но со­от­не­сти с трен­дом на рас­ши­ре­ние кад­ро­вых воз­мож­но­стей ру­ко­во­ди­те­лей с опы­том ра­бо­ты на му­ни­ци­паль­ном уровне: Ло­бов, в част­но­сти, в те­че­ние 4 лет воз­глав­лял го­род Фа­теж.

Ве­ро­ят­но, в 2025-2027 года бу­дет на­блю­дать­ся даль­ней­шее раз­ви­тие тен­ден­ции по вы­дви­же­нию лю­дей с му­ни­ци­паль­ным управ­лен­че­ским опы­том на ру­ко­во­дя­щие по­сты в «Еди­ной Рос­сии».

4. Про­дол­жа­ют­ся кад­ро­вые пе­ре­ста­нов­ки в ре­ги­о­нах, где в преды­ду­щие ме­ся­цы про­шли гу­бер­на­тор­ские ро­та­ции. Та­кие пе­ре­ста­нов­ки во мно­гих слу­ча­ях, за­тра­ги­ва­ют эко­но­ми­че­ские бло­ки пра­ви­тельств субъ­ек­тов. На­при­мер, кри­ти­ку со сто­ро­ны врио гу­бер­на­то­ра Сверд­лов­ской об­ла­сти Де­ни­са Пас­ле­ра в ад­рес ми­ни­стра ин­ве­сти­ций ре­ги­о­на мно­гие со­чли сиг­на­лом о ско­рой от­став­ки гла­вы ве­дом­ства (на мо­мент под­го­тов­ки это­го ма­те­ри­а­ла офи­ци­аль­но­го ре­ше­ния об этом при­ня­то не было).

При этом в ряде та­ких ре­ги­о­нов на­блю­да­ет­ся кад­ро­вая неста­биль­ность. На­при­мер, в Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти в от­став­ку ушел Игорь Ча­га­ев, толь­ко в ян­ва­ре 2025 года воз­гла­вив­ший пра­ви­тель­ство ре­ги­о­на, а ра­нее за­ни­мав­ший долж­но­сти пер­во­го зам­гу­бер­на­то­ра Хер­сон­ской об­ла­сти и зам­гу­бер­на­то­ра Крас­но­дар­ско­го края. В за­ви­си­мо­сти от даль­ней­ших кад­ро­вых на­зна­че­ний в ЕАО по­зи­ции врио гла­вы ре­ги­о­на Ма­рии Ко­стюк (60-е ме­сто) мо­гут как укре­пить­ся, так и стать бо­лее уяз­ви­мы­ми (на­при­мер, в слу­чае при­хо­да на пост пре­мье­ра ре­ги­о­на та­ко­го управ­лен­ца со сто­ро­ны, ко­то­рый бу­дет стре­мить­ся вы­сту­пать в роли са­мо­сто­я­тель­но­го иг­ро­ка).

5. Фак­то­ром из­ме­не­ния внут­ри­э­лит­но­го ба­лан­са на ме­стах тра­ди­ци­он­но оста­ют­ся рас­сле­до­ва­ния в от­но­ше­нии вы­со­ко­по­став­лен­ных чи­нов­ни­ков из ре­ги­о­нов. В этой си­ту­а­ции нис­хо­дя­щий тренд за­тра­ги­ва­ет часть гу­бер­на­то­ров, воз­глав­ля­ю­щих субъ­ек­ты, где на­блю­да­лись по­доб­ные ин­ци­ден­ты: гу­бер­на­то­ра Крас­но­дар­ско­го края Ве­ни­а­ми­на Кон­дра­тье­ва (с 12-го на 17-е ме­сто) и гла­вы Ке­ме­ров­ской об­ла­сти Ильи Се­ре­дю­ка (с 32-го на 38-е ме­сто).

Зна­чи­тель­ная часть та­ких рас­сле­до­ва­ний по-преж­не­му за­тра­ги­ва­ет строй­ком­плекс — как непо­сред­ствен­но (как в слу­чае с де­лом быв­шем зам­гу­бер­на­то­ра Ку­ба­ни Алек­сандра Несте­рен­ко, ра­нее воз­глав­ляв­ше­го Глав­ное управ­ле­ние стро­и­тель­ства ре­ги­о­на), так и в свя­зи с за­куп­ка­ми жи­лья для со­ци­аль­ных нужд (как в свя­зи с де­лом гла­вы Ке­ме­ров­ско­го му­ни­ци­паль­но­го окру­га Ма­ри­ны Ко­ля­ден­ко и ряда пред­ста­ви­те­лей стро­и­тель­ной от­рас­ли Куз­бас­са).

Сто­ит от­ме­тить но­вые или раз­ви­ва­ю­щи­е­ся трен­ды в ан­ти­кор­руп­ци­он­ной сфе­ре. На­при­мер, дело в от­но­ше­нии ми­ни­стра про­мыш­лен­но­сти, тор­гов­ли и раз­ви­тия пред­при­ни­ма­тель­ства Но­во­си­бир­ской об­ла­сти Ан­дрея Гон­ча­ро­ва свя­за­но с за­клю­че­ни­ем гос­кон­трак­тов, ко­то­рые, по его сло­вам, ка­са­лись сфе­ры по­ста­вок необ­хо­ди­мой про­дук­ции в зону про­ве­де­ния СВО. Если ана­ло­гич­ные рас­сле­до­ва­ния и про­вер­ки на этом на­прав­ле­нии за­тро­нут дру­гие ре­ги­о­ны, они мо­гут кос­нуть­ся ча­сти чи­нов­ни­ков и пред­ста­ви­те­лей биз­нес-элит, воз­мож­но, в про­мыш­лен­ных цен­трах и при­гра­нич­ных субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции.

По­ка­за­тель­но дело пер­во­го зам­ми­ни­стра при­род­ных ре­сур­сов Крас­но­дар­ско­го края Алек­сандра Ка­и­но­ва, до 2018 года ра­бо­тав­ше­го в ор­га­нах про­ку­ра­ту­ры по ре­ги­о­ну. Нель­зя пол­но­стью ис­клю­чать того, что этот при­мер мо­жет го­во­рить о воз­рос­шем вни­ма­нии пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов к вы­со­ко­по­став­лен­ным чи­нов­ни­кам с си­ло­вым бэк­гра­ун­дом в наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски зна­чи­мых ре­ги­о­нах (в том чис­ле в ча­сти субъ­ек­тов с гу­бер­на­то­ра­ми- «ста­ро­жи­ла­ми»).

В це­лом та­кая ак­тив­ность про­ве­ря­ю­щих ор­га­нов может мо­ти­ви­ро­вать ру­ко­вод­ство ре­ги­о­нов са­мим уси­лить вни­ма­ние к про­ве­де­нию про­ве­рок в сфе­ре ре­а­ли­за­ции гос­кон­трак­тов, в том чис­ле за­тра­ги­ва­ю­щих стро­и­тель­ную от­расль. От­ме­тим, на­при­мер, рас­тор­же­ние вла­стя­ми Ор­лов­ской об­ла­сти кон­трак­та на стро­и­тель­ство аэро­пор­та «Юж­ный» из-за ненад­ле­жа­ще­го ис­пол­не­ния обя­за­тельств. По­доб­ные тен­ден­ции мо­гут уже во вто­рой по­ло­вине 2025 — 2026 го­дах при­ве­сти к уси­ле­нию роли кон­троль­ных управ­ле­ний гу­бер­на­то­ров и кон­троль­но-счет­ных па­лат в ряде ре­ги­о­нов, в том чис­ле тех, где по­зи­ции глав наи­бо­лее уяз­ви­мы.

3. Про­гноз АПЭК. Ожи­да­е­мые трен­ды июня-июля 2025 года

1. В ре­ги­о­наль­ной по­вест­ке ПМЭФ в июне, ве­ро­ят­но, по­лу­чат даль­ней­шее раз­ви­тие темы ре­а­ли­за­ции вы­со­ко­тех­но­ло­ги­че­ских про­ек­тов (в том чис­ле зна­чи­мых для обо­рон­ных нужд), а та­к­же со­ци­аль­ных ини­ци­а­тив (в част­но­сти, в усло­ви­ях по­сте­пен­но­го при­бли­же­ния пар­ла­мент­ской кам­па­нии, ко­гда об­ще­ствен­ный за­прос в этой сфе­ре до­пол­ни­тель­но ак­ту­а­ли­зи­ру­ет­ся). На фоне пер­спек­тив как ми­ни­мум, рас­ши­ре­ния внеш­не­эко­но­ми­че­ских кон­так­тов Рос­сии в усло­ви­ях ме­нее кон­со­ли­ди­ро­ван­но­ого санк­ци­он­но­го дав­ле­ния пре­иму­ще­ства в ис­поль­зо­ва­нии ре­сур­сов и воз­мож­но­стей ПМЭФ-2025 со­хра­ня­ют ре­ги­о­ны, на тер­ри­то­рии ко­то­рых на­хо­дят­ся клю­че­вые ло­ги­сти­че­ские узлы для ор­га­ни­за­ции меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли. На­при­мер, гла­ва Ле­нин­град­ской об­ла­сти Алек­сандр Дроз­ден­ко (10-е ме­сто) анон­си­ро­вал за­клю­че­ние со­гла­ше­ний на фо­ру­ме для сво­е­го ре­ги­о­на с об­щим объ­е­мом ин­ве­сти­ций бо­лее 620 млрд. руб­лей. Учи­ты­вая, что в пред­две­рии ПМЭФ в ме­диа-про­стран­стве обыч­но ак­ту­а­ли­зи­ру­ет­ся об­суж­де­ние прак­ти­че­ских ито­гов ра­бо­ты ре­ги­о­наль­ных де­ле­га­ций на преды­ду­щих ин­вест­фо­ру­мах, допол­ни­тель­ные ими­д­же­вые пре­иму­ще­ства мо­жет по­лу­чить ру­ко­вод­ство тех субъ­ек­тов, ко­то­рое смо­жет предъ­явить кон­крет­ные ре­зуль­та­ты уча­стия в по­доб­ных ме­ро­при­я­ти­ях меж­ре­ги­о­наль­но­го уров­ня. Ча­сто та­кие ре­зуль­та­ты мо­гут пред­ста­вить и ад­ми­ни­стра­ции неболь­ших по на­се­ле­нию и тер­ри­то­рии ре­ги­о­нов. Так, по­зи­ции гла­вы Ады­геи Му­ра­та Кум­пи­ло­ва (с 38-го на 34-е ме­сто) укреп­ля­ют­ся по­сле того, как де­ле­га­ция рес­пуб­ли­ки за­клю­чи­ла 8 со­гла­ше­ний на об­щую сум­му око­ло 20 млрд руб­лей в ходе Кав­каз­ско­го ин­ве­сти­ци­он­но­го фо­ру­ма.

2.Ак­ти­ви­за­ция под­го­тов­ки пар­тий не толь­ко к ЕДГ-2025, но и к дум­ской кам­па­нии бу­дет та­к­же ве­сти к боль­шей ин­тен­сив­но­сти пе­ре­го­во­ров меж­ду вли­я­тель­ны­ми иг­ро­ка­ми о пред­ва­ри­тель­ном рас­пре­де­ле­нии мест в партс­пис­ках и вы­дви­же­нии по од­но­ман­дат­ным окру­гам в 2026 году. В фе­де­раль­ном ру­ко­вод­стве ряда си­стем­ных оп­по­зи­ци­он­ных сил это мо­жет ве­сти к ро­ки­ров­кам сре­ди ку­ра­то­ров наи­бо­лее элек­то­раль­но зна­чи­мых ре­ги­о­нов. При этом в оп­по­зи­ци­он­ных пар­ти­ях кон­ку­рен­ция за вы­дви­же­ние в Гос­ду­му от наи­бо­лее бла­го­при­ят­ных для пар­тий тер­ри­то­рий мо­жет чаще пе­ре­хо­дить в пуб­лич­ную плос­кость и при­об­ре­тать кон­фликт­ный ха­рак­тер, ве­ро­ят­но, на­чав бо­лее явно про­яв­лять­ся уже осе­нью 2025 года. Ско­рее все­го, уже в те­че­ние лета те­ку­ще­го года мо­гут ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся кон­так­ты как ру­ко­вод­ства пар­тий си­стем­ной оп­по­зи­ции, так и ре­сурс­ных иг­ро­ков, на­ме­рен­ных вы­дви­гать­ся в Гос­ду­му в 2026 году от «Еди­ной Рос­сии», с гу­бер­на­то­ра­ми наи­бо­лее на­се­лен­ных ре­ги­о­нов, при этом об­ла­да­ю­щих до­ста­точ­но устой­чи­вы­ми по­зи­ци­я­ми на фе­де­раль­ном уровне, что­бы ока­зы­вать су­ще­ствен­ное вли­я­ние на вы­дви­же­ние и ход кам­па­ний та­ких по­тен­ци­аль­ных кан­ди­да­тов.

3. По­сте­пен­ная ак­ти­ви­за­ция под­го­тов­ки к пар­ла­мент­ской кам­па­нии уже ле­том — в на­ча­ле осе­ни 2025 года мо­жет ве­сти к даль­ней­ше­му уси­ле­нию про­ти­во­ре­чий в субъ­ек­тах с неустой­чи­вым внут­ри­э­лит­ным ба­лан­сом, в том чис­ле тех, где в 2025 года не на­ме­ча­ет­ся из­би­ра­тель­ных кам­па­ний ре­ги­о­наль­но­го уров­ня. Один из при­ме­ров по­доб­ных трен­дов — про­ти­во­ре­чия меж­ду боль­шин­ством в Вер­хов­ном со­ве­те Ха­ка­сии и ру­ко­вод­ством рес­пуб­ли­ки, про­явив­ши­е­ся, в част­но­сти, в пре­одо­ле­нии вето Ва­лен­ти­на Ко­но­ва­ло­ва (89-е ме­сто) на но­вую ре­дак­цию за­ко­на о меж­бюд­жет­ных от­но­ше­ни­ях. Ве­ро­ят­но, но­вая вол­на ме­ж­э­лит­ной на­пря­жен­но­сти в та­ких субъ­ек­тах бу­дет на­блю­дать­ся в свя­зи с об­суж­де­ни­ем ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тов осе­нью 2025 года. Од­на­ко уже с кон­ца те­ку­ще­го — пер­вые ме­ся­цы 2026 года мо­гут ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся кон­суль­та­ции о пу­тях пре­одо­ле­ния про­ти­во­ре­чий меж­ду клю­че­вы­ми иг­ро­ка­ми в та­ких ре­ги­о­нах, в том чис­ле с при­вле­че­ни­ем к ним фе­де­раль­но­го ру­ко­вод­ства пар­ла­мент­ских пар­тий.

4. Вы­дви­же­ние за­пре­ти­тель­ных ини­ци­а­тив в сфе­ре ми­гра­ци­он­ной по­вест­ки мо­жет ак­ту­а­ли­зи­ро­вать про­ти­во­по­лож­ный тренд — на вни­ма­ние к опы­ту ре­ги­о­нов в сфе­ре со­ци­аль­но-куль­тур­ной адап­та­ции ино­стран­ных ра­бо­чих. Один из при­ме­ров — про­ве­де­ние в Маг­ни­то­гор­ске со­ве­ща­ния по УрФО при уча­стии за­мгла­вы ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та Ма­го­мед­са­ла­ма Ма­го­ме­до­ва по во­про­сам го­су­дар­ствен­ной на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки. В ходе это­го ме­ро­при­я­тия гла­ва Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сей Текслер (11-е ме­сто) рас­ска­зал об опы­те ра­бо­ты про­филь­но­го цен­тра, где слу­ша­те­ля­ми спе­ци­аль­ных кур­сов ста­ли в об­щей слож­но­сти 2 тыс. ино­стран­ных граж­дан. Во вто­рой по­ло­вине 2025 года на фе­де­раль­ных пло­щад­ках вполне ве­ро­ят­но бо­лее ак­тив­ное об­суж­де­ние по­доб­но­го опы­та адап­та­ции ми­гран­тов, что мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным мо­ти­вом вза­и­мо­дей­ствия круп­ных ра­бо­то­да­те­лей с ру­ко­вод­ством та­ких ре­ги­о­нов.

5. При­бли­же­ние пе­ри­о­да об­суж­де­ния про­ек­та фе­де­раль­но­го бюд­же­та на 2026 и пла­но­вый пе­ри­од 2027 и 2028 го­дов с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью уже в те­че­ние лета бу­дет ак­ту­а­ли­зи­ро­вать тему эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния ре­ги­о­на­ми фе­де­раль­ных средств на ре­а­ли­за­цию круп­ных про­ек­тов как ин­фра­струк­тур­но­го, так и со­ци­аль­но­го зна­че­ния. Это бу­дет уси­ли­вать вли­я­ние на ре­ги­о­наль­ную по­ли­ти­ку Счет­ной па­ла­ты, а та­к­же, ве­ро­ят­но, фе­де­раль­но­го Мин­фи­на и Ген­про­ку­ра­ту­ры. От­ме­тим, что в мае нис­хо­дя­щий тренд за­тра­ги­ва­ет по­зи­ции гла­вы Чу­ва­шии Оле­га Ни­ко­ла­е­ва (с 50-го на 53-е ме­сто, по­ки­да­ет груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем), а та­к­же гу­бер­на­то­ров Ом­ской и Во­ро­неж­ской об­ла­стей Ви­та­лия Хо­цен­ко (с 83-го на 85-е ме­сто) и Алек­сандра Гу­се­ва (с 81-го на 88-е ме­сто), где, по дан­ным СМИ, по ито­гам про­ве­рок Счет­ной па­ла­ты были вы­яв­ле­ны за­мет­ные про­бле­мы для до­сти­же­ния пла­но­вых по­ка­за­те­лей при осу­ществ­ле­нии ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов.

Гла­ва субъ­ек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­цииМе­сто в рей­тин­геМе­сто в рей­тин­ге в ап­ре­леСред­ний балл
Очень силь­ное вли­я­ние
Со­бя­нин Сер­гей Се­мё­но­вич

Мэр го­ро­да Москва

118,65
Мин­ни­ха­нов Ру­стам Нур­га­ли­е­вич

Пре­зи­дент Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан

227,62
Ка­ды­ров Рам­зан Ах­ма­то­вич

Гла­ва Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки

347,35
Бег­лов Алек­сандр Дмит­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Санкт – Пе­тер­бург
437,32
Хин­штейн Алек­сандр Ев­се­е­вич
Врио гу­бер­на­то­ра Кур­ской об­ла­сти
5117,25
Во­ро­бьев Ан­дрей Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Мос­ков­ской об­ла­сти

657,10
Моор Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти
776,95
Глад­ков Вя­че­слав Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Бел­го­род­ской об­ла­сти
866,80
Ни­ки­тин Глеб Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ни­же­го­род­ской об­ла­сти
986,79
Дроз­ден­ко Алек­сандр Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти

1096,74
Текслер Алек­сей Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти
11106,71
Ак­се­нов Сер­гей Ва­ле­рье­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Крым

12146,63
Ко­тю­ков Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­яр­ско­го края
13166,60
Ни­ко­ла­ев Ай­сен Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Саха (Яку­тия)
14156,57
Ко­же­мя­ко Олег Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор При­мор­ско­го края
15136,56
Ку­ха­рук Рус­лан Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Хан­ты – Ман­сий­ско­го АО – Югра
16186,53
Кон­дра­тьев Ве­ни­а­мин Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­дар­ско­го края
17126,52
Ха­би­ров Ра­дий Фа­ри­то­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан
18196,51
Тур­чак Ан­дрей Ана­то­лье­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ал­тай
19206,50
Де­ме­шин Дмит­рий Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ха­ба­ров­ско­го края
20176,49
Силь­ное вли­я­ние
Саль­до Вла­ди­мир Ва­си­лье­вич
Гу­бер­на­тор Хер­сон­ской об­ла­сти
21246,48
Пу­ши­лин Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва До­нец­кой На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
22236,46
Вла­ди­ми­ров Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Став­ро­поль­ско­го края

23216,45
Раз­во­жа­ев Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Се­ва­сто­по­ля
24276,43
Фе­до­ри­щев Вя­че­слав Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Са­мар­ской об­ла­сти
25226,41
Па­сеч­ник Лео­нид Ива­но­вич
Гла­ва Лу­ган­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
26256,40
Бо­го­маз Алек­сандр Ва­си­лье­вич

Гу­бер­на­тор Брян­ской об­ла­сти

27266,39
Мал­ков Па­вел Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ря­зан­ской об­ла­сти
28296,37
Цы­буль­ский Алек­сандр Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ар­хан­гель­ской об­ла­сти
29286,36
Ме­няй­ло Сер­гей Ива­но­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Се­вер­ная Осе­тия – Ала­ния
30306,35
Пас­лер Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Врио гу­бер­на­то­ра Сверд­лов­ской об­ла­сти
31406,34
Чи­бис Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Мур­ман­ской об­ла­сти
32316,31
Бес­про­зван­ных Алек­сей Сер­ге­е­вич Гу­бер­на­тор Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти33376,29
Кум­пи­лов Му­рат Ка­раль­би­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ады­гея
34386,28
Фи­ли­мо­нов Ге­ор­гий Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Во­ло­год­ской об­ла­сти
35346,26
Слю­сарь Юрий Бо­ри­со­вич
Врио гу­бер­на­то­ра Ро­стов­ской об­ла­сти
36416,25
Гольд­штейн Ро­сти­слав Эрн­сто­вич
Врио гла­вы Рес­пуб­ли­ки Коми
37396,24
Се­ре­дюк Илья Вла­ди­ми­ро­вич Гу­бер­на­тор Ке­ме­ров­ской об­ла­сти38326,23
Пер­вы­шов Ев­ге­ний Алек­се­е­вич
Врио гу­бер­на­то­ра Там­бов­ской об­ла­сти
39456,20
Ба­лиц­кий Ев­ге­ний Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор За­по­рож­ской об­ла­сти
40436,19
Ав­де­ев Алек­сандр Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Вла­ди­мир­ской об­ла­сти
41466,18
Ар­тю­хов Дмит­рий Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Яма­ло – Ненец­ко­го АО
42336,17
Зду­нов Ар­тём Алек­се­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия
43366,15
Со­ко­лов Алек­сандр Ва­лен­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ки­ров­ской об­ла­сти
44356,14
Шап­ша Вла­ди­слав Ва­ле­рье­вич
Гу­бер­на­тор Ка­луж­ской об­ла­сти
45536,12
Но­сов Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ма­га­дан­ской об­ла­сти
46516,11
Ме­ли­ков Сер­гей Али­мо­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан
47426,10
Мель­ни­чен­ко Олег Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Пен­зен­ской об­ла­сти
48546,08
Вос­кре­сен­ский Ста­ни­слав Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ива­нов­ской об­ла­сти
49526,06
Рус­ских Алек­сей Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Улья­нов­ской об­ла­сти
50496,05
Сред­нее вли­я­ние
Ве­дер­ни­ков Ми­ха­ил Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Псков­ской об­ла­сти
51526,04
Ма­зур Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Том­ской об­ла­сти
52556,01
Ни­ко­ла­ев Олег Алек­се­е­вич
Гла­ва Чу­ваш­ской Рес­пуб­ли­ки
53506,00
Бу­сар­гин Ро­ман Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Са­ра­тов­ской об­ла­сти
54615,97
Те­м­ре­зов Ра­шид Бор­и­спи­е­вич

Гла­ва Ка­ра­чае­во – Чер­кес­ской Рес­пуб­ли­ки

55485,96
Евра­ев Ми­ха­ил Яко­вле­вич
Гу­бер­на­тор Яро­слав­ской об­ла­сти
56575,94
Ко­ков Каз­бек Ва­ле­рье­вич
Гла­ва Ка­бар­ди­но – Бал­кар­ской Рес­пуб­ли­ки
57475,93
Ли­ма­рен­ко Ва­ле­рий Иго­ре­вич

Гу­бер­на­тор Са­ха­лин­ской об­ла­сти

58445,92
Ми­ля­ев Дмит­рий Вя­че­сла­во­вич Гу­бер­на­тор Туль­ской об­ла­сти59655,90
Ко­стюк Ма­рия Фе­до­ров­на
Врио гу­бер­на­то­ра Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти
60605,88
Ма­хо­нин Дмит­рий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Перм­ско­го края
61695,87
Трав­ни­ков Ан­дрей Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Но­во­си­бир­ской об­ла­сти
62745,86
Ано­хин Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Смо­лен­ской об­ла­сти
63765,84
Куз­не­цов Вла­ди­слав Га­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор Чу­кот­ско­го АО
64565,83
Коб­зев Игорь Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Ир­кут­ской об­ла­сти
65775,82
Сит­ни­ков Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич

Гу­бер­на­тор Ко­стром­ской об­ла­сти

66735,80
Ба­буш­кин Игорь Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Аст­ра­хан­ской об­ла­сти
67585,79
Ха­си­ков Бату Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия
68635,77
Ар­та­мо­нов Игорь Ге­ор­ги­е­вич
Гу­бер­на­тор Ли­пец­кой об­ла­сти
69645,76
Солн­цев Ев­ге­ний Алек­сан­дро­вич
Врио гу­бер­на­то­ра Орен­бург­ской об­ла­сти
70725,75
Ру­де­ня Игорь Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Твер­ской об­ла­сти
71665,73
Пар­фен­чи­ков Ар­тур Оле­го­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия

72685,72
То­мен­ко Вик­тор Пет­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ал­тай­ско­го края
73625,71
Бо­ча­ров Ан­дрей Ива­но­вич

Гу­бер­на­тор Вол­го­град­ской об­ла­сти

74675,69
Гехт Ири­на Аль­фре­дов­на
Врио гу­бер­на­то­ра Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га
75795,68
Оси­пов Алек­сандр Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор За­бай­каль­ско­го края
76715,67
Шум­ков Ва­дим Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ган­ской об­ла­сти
77755,65
Дро­нов Алек­сандр Ва­лен­ти­но­вич

Врио гу­бер­на­то­ра Нов­го­род­ской об­ла­сти

78785,64
Клыч­ков Ан­дрей Ев­ге­нье­вич
Гу­бер­на­тор Ор­лов­ской об­ла­сти
79825,62
Зай­цев Юрий Вик­то­ро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ма­рий Эл
80875,61
Бре­ча­лов Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва Уд­мурт­ской рес­пуб­ли­ки
81705,58
Ка­ли­ма­тов Ма­хмуд – Али Мак­ша­ри­по­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия
82805,56
Ор­лов Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Амур­ской об­ла­сти
83845,54
Цы­де­нов Алек­сей Сам­бу­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Бу­ря­тия
84855,51
Хо­цен­ко Ви­та­лий Пав­ло­вич
Гу­бер­на­тор Ом­ской об­ла­сти
85835,43
Со­ло­дов Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кам­чат­ско­го края
86865,40
Хо­ва­лыг Вла­ди­слав То­ва­ри­щтай­о­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Тыва
87885,38
Гу­сев Алек­сандр Вик­то­ро­вич

Гу­бер­на­тор Во­ро­неж­ской об­ла­сти

88815,36
Ко­но­ва­лов Ва­лен­тин Оле­го­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия
89895,32

Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния АПЭК

Экс­перт­ный опрос, на ре­зуль­та­тах ко­то­ро­го ос­но­ван рей­тинг наи­бо­лее вли­я­тель­ных гу­бер­на­то­ров в Рос­сии, про­во­дит­ся ме­то­дом за­кры­то­го ан­ке­ти­ро­ва­ния. В нем при­ни­ма­ют уча­стие 23 экс­пер­та: по­ли­то­ло­ги, по­лит­тех­но­ло­ги, ме­ди­а­экс­пер­ты, жур­на­ли­сты.

Как бы Вы оце­ни­ли по шка­ле от 1 до 10 вли­я­ние на фе­де­раль­ном уровне (в Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­стве РФ, Фе­де­раль­ном со­бра­нии РФ, пар­тий­ной и биз­нес-эли­те) сле­ду­ю­щих глав ре­ги­о­нов?

Сна­ча­ла каж­дый из экс­пер­тов оце­ни­ва­ет вли­я­ние каж­до­го из кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных в ан­ке­те, а за­тем опре­де­ля­ют­ся сред­ние ариф­ме­ти­че­ские зна­че­ния экс­перт­ных оце­нок (сред­ние бал­лы).

Ито­го­вый рей­тинг пред­став­ля­ет со­бой кон­со­ли­ди­ро­ван­ную оцен­ку вли­я­ния всех глав ре­ги­о­нов Рос­сии ли­де­ра­ми рос­сий­ско­го экс­перт­но­го со­об­ще­ства. Пер­со­на­лии, во­шед­шие в рей­тинг по ре­зуль­та­там опро­са, рас­пре­де­ля­ют­ся по раз­де­лам «очень силь­ное вли­я­ние» (1-20), «силь­ное вли­я­ние» (21-50), «сред­нее вли­я­ние» (51-89).

Спи­сок экс­пер­тов

Арь­ков Ви­та­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ниж­ние По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз), Га­вы­че­ва Алек­сандра (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ге­ре­ев Рус­лан (Центр ис­лам­ских ис­сле­до­ва­ний СКФО), Гра­щен­ков Илья (Центр раз­ви­тия ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки), Гром­ский Алек­сей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Нов­го­род­ская об­ласть), Жа­ри­хин Вла­ди­мир (Ин­сти­тут стран СНГ), Жу­равлев Дмит­рий (Ин­сти­тут ре­ги­о­наль­ных про­блем), Зу­ба­нов Сер­гей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Яма­ло-Ненец­ком ав­то­ном­ный округ), Ива­нов Ви­та­лий (Фонд раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства), Ко­ва­лен­ко Ар­тём (жур­нал «Экс­перт-Урал»), Куз­не­цов Глеб (Экс­перт­ный ин­сти­тут со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний), Лав­ров Ан­дрей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Че­ля­бин­ская об­ласть), Львов Сте­пан (ВЦИ­ОМ), Мин­че­ва Ма­рия (кон­сал­тин­го­вое агент­ство «Го­род»), Ми­хе­ев Сер­гей (по­ли­то­лог), Му­ха­ме­тов Рус­лан (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Сверд­лов­ская об­ласть), Ней­ж­ма­ков Ми­ха­ил (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ор­лов Дмит­рий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Под­ко­па­е­ва Еле­на (пор­тал «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии»), Трес­кин Ва­дим (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ар­хан­гель­ская об­ласть), Ту­ров­ский Ро­сти­слав (Центр по­ли­ти­че­ских тех­но­ло­гий), Цы­ган­ков Ана­то­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия), Ше­шу­ко­ва Га­ли­на (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Орен­бург­ская об­ласть).

АПЭК, 2025 год.

Ссылка


Возврат к списку