у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июне 2025 года

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июне 2025 года 07.07.2025

Орлов Дмитрий
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), координатор Экспертного клуба «Регион», кандидат исторических наук

 1.Фе­де­раль­ная по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии ре­ги­о­нов

1.Ру­ко­вод­ство стра­ны про­дол­жа­ет уде­лять при­о­ри­тет­ное вни­ма­ние раз­ви­тию транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры. Эта тема была за­тро­ну­та как в рам­ках ме­ро­при­я­тий Петер­бург­ско­го меж­ду­на­род­но­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма, так и ходе по­сле­ду­ю­ще­го об­суж­де­ния на фе­де­раль­ном уровне. На­при­мер, во­про­сы стро­и­тель­ства ВСМ «Москва-Санкт-Пе­тер­бург» за­тра­ги­ва­лись на со­ве­ща­нии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с чле­на­ми пра­ви­тель­ства в на­ча­ле июля 2025 года.

Вни­ма­ние фе­де­раль­но­го цен­тра к теме раз­ви­тия ВСМ, без­услов­но, уси­ли­ва­ет вли­я­ние ру­ко­вод­ства ре­ги­о­нов, иг­ра­ю­щих клю­че­вую роль в ре­а­ли­за­ции та­ких про­ек­тов. Так, вице-пре­мьер Ви­та­лий Са­ве­льев вы­ра­зил бла­го­дар­ность «за ак­тив­ную во­вле­чен­ность во все ас­пек­ты ре­а­ли­за­ции про­ек­та ВСМ» как ру­ко­вод­ству РЖД и Сбер­бан­ка, так и мэру Моск­вы Сер­гею Со­бя­ни­ну (1-е ме­сто).

В средне- и дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве по­доб­ные про­ек­ты долж­ны стать фак­то­ром эко­но­ми­че­ско­го ро­ста не толь­ко для тер­ри­то­рий, че­рез ко­то­рые прой­дут ма­ги­стра­ли, но и для клю­че­вых про­мыш­лен­ных цен­тров. По­ка­за­тель­но упо­ми­на­ние на упо­мя­ну­том со­ве­ща­нии того, что пер­вый те­сто­вый уча­сток ВСМ «Москва-Санкт-Пе­тер­бург» от Зе­ле­но­гра­да до Тве­ри дол­жен стать опыт­ным по­ли­го­ном для про­вер­ки всех си­стем оте­че­ствен­но­го вы­со­ко­ско­рост­но­го по­ез­да, раз­ра­ба­ты­ва­е­мо­го на пред­при­я­тии «Ураль­ские ло­ко­мо­ти­вы» (Сверд­лов­ская об­ласть). Кро­ме того, по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные мо­ти­вы для под­держ­ки ре­ги­о­наль­ных цен­тров в сфе­ре ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния, го­то­вя­щих спе­ци­а­ли­стов, необ­хо­ди­мых для ре­а­ли­за­ции та­ких про­ек­тов.

2.Фе­де­раль­ный центр дер­жит на осо­бом кон­тро­ле во­про­сы, свя­зан­ные с тех­но­ло­ги­че­ским раз­ви­ти­ем стра­ны (в том чис­ле в обо­рон­ной сфе­ре), а та­к­же мо­дер­ни­за­цию ин­фра­струк­ту­ры гео­ст­ра­те­ги­че­ских тер­ри­то­рий. При­ме­ча­тель­но, на­при­мер, ак­цен­ти­ро­ва­ние Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным в ходе за­се­да­ния Со­ве­та по стра­те­ги­че­ско­му раз­ви­тию и на­ци­о­наль­ным про­ек­там зна­че­ния дол­го­сроч­ных пла­нов раз­ви­тия 16 опор­ных го­ро­дов Арк­ти­ки.

На этом фоне та­к­же мож­но ожи­дать даль­ней­ше­го раз­ви­тия трен­да на вовле­че­ние ру­ко­вод­ства как арк­ти­че­ских ре­ги­о­нов, так и клю­че­вых ин­ду­стри­аль­ных цен­тров в об­суж­де­ние фе­де­раль­ной по­ли­ти­ки. На­при­мер, в со­став спе­ци­аль­ной ра­бо­чей груп­пы по стра­те­ги­че­ско­му раз­ви­тию и нац­про­ек­там по ре­ше­нию пре­зи­ден­та был вклю­чен гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти, гла­ва ко­мис­сии по Гос­со­ве­та по на­прав­ле­нию «Эко­но­ми­ка и фи­нан­сы» Алек­сей Текслер (12-е ме­сто).

3.В сфе­ре вни­ма­ния Крем­ля та­к­же оста­ют­ся ре­а­ли­за­ция куль­тур­но-об­ра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов и по­вы­ше­ние ту­ри­сти­че­ско­го по­тен­ци­а­ла ре­ги­о­нов. На­при­мер, в ходе вы­ступ­ле­ния на пла­нар­ном за­се­да­нии ПМЭФ Вла­ди­мир Пу­тин по­ста­вил во­прос о необ­хо­ди­мо­сти объ­еди­нить ре­сур­сы про­грамм льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния, со­зда­ния ту­ри­сти­че­ской ин­фра­струк­ту­ры и со­хра­не­ния объ­ек­тов куль­тур­но­го на­сле­дия. В июне под пред­се­да­тель­ством пре­зи­ден­та со­сто­я­лось со­ве­ща­ние по во­про­сам со­зда­ния но­вых куль­тур­но-об­ра­зо­ва­тель­ных и му­зей­ных ком­плек­сов в Ка­ли­нин­гра­де, Вла­ди­во­сто­ке, Ке­ме­ро­ве и Се­ва­сто­по­ле. На этом фоне укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра Се­ва­сто­по­ля Ми­ха­и­ла Раз­во­жа­е­ва (с 24-го на 23-е ме­сто).

Во вто­рой по­ло­вине 2025-2026 го­дах мож­но ожи­дать со­хра­не­ния при­о­ри­тет­но­го вни­ма­ния фе­де­раль­но­го цен­тра к под­держ­ке куль­тур­ных про­ек­тов, за­тра­ги­ва­ю­щих гео­ст­ра­те­ги­че­ские тер­ри­то­рии либо эко­но­ми­че­ски зна­чи­мые ре­ги­о­ны, на­хо­дя­щи­е­ся на гео­гра­фи­че­ском уда­ле­нии от цен­тра. В рам­ках того же трен­да, ско­рее все­го, бу­дут ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся и меж­ре­ги­о­наль­ные свя­зи. На­при­мер, сре­ди со­гла­ше­ний, за­клю­чен­ных на по­лях ПМЭФ-2025, — до­го­во­рен­но­сти Рес­пуб­ли­ки Коми с Санкт-Пе­тер­бург­ской ака­де­ми­ей ху­до­жеств им. Ильи Ре­пи­на, пред­по­ла­га­ю­щее, в част­но­сти, со­труд­ни­че­ство по ор­га­ни­за­ции в Сык­тыв­ка­ре в ходе се­зо­на 2025-2026 го­дов меж­ду­на­род­но­го фе­сти­ва­ля ис­кусств Кан­дин­ско­го, ко­то­рый дол­жен стать куль­тур­ным со­бы­ти­ем фе­де­раль­но­го уров­ня. Это один из фак­то­ров, спо­соб­ству­ю­щих укреп­ле­нию по­зи­ций врио гла­вы ре­ги­о­на Ро­сти­сла­ва Гольд­штей­на (с 37-го на 39-е ме­сто).

4.В усло­ви­ях уси­ле­ния эко­но­ми­че­ских вы­зо­вов, ожи­да­е­мо­го во вто­рой по­ло­вине 2026 года, фе­де­раль­ный центр, ско­рее все­го, бу­дет ак­тив­нее по­ощ­рять ра­бо­ту ре­ги­о­нов по вы­стра­и­ва­нию но­вых кон­так­тов с за­ру­беж­ны­ми парт­не­ра­ми. В пер­спек­ти­ве бли­жай­ших ме­ся­цев до­пол­ни­тель­ное вни­ма­ние, ве­ро­ят­но, бу­дет уде­лять­ся раз­ви­тию от­но­ше­ний субъ­ек­тов РФ со стра­на­ми Во­сточ­ной Азии с уче­том при­бли­же­ния Во­сточ­но­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма, анон­си­ро­ван­но­го на 3-6 сен­тяб­ря 2025 года. При этом эф­фек­тив­ные про­ек­ты в этой сфе­ре мо­гут ре­а­ли­зо­вы­вать и ре­ги­о­ны, на­хо­дя­щи­е­ся на зна­чи­тель­ном гео­гра­фи­че­ском уда­ле­нии от Даль­не­го Во­сто­ка. На­при­мер, в Во­ло­год­ской об­ла­сти по по­ру­че­нию гу­бер­на­то­ра Ге­ор­гия Фи­ли­мо­но­ва (35-е ме­сто) по­сле про­ве­де­ния Дней ре­ги­о­на в КНР в но­яб­ре 2024 года был осу­ществ­лен про­ект со­зда­ния кон­тей­нер­но­го тер­ми­на­ла «Во­лог­да Смарт Тер­ми­нал», что поз­во­ля­ет по­став­лять мест­ную про­дук­цию им­пор­те­рам из Ки­тая, Вьет­на­ма, а та­к­же ряда стран Ближ­не­го Во­сто­ка.

2.От­но­ше­ния в эли­тах и ре­ги­о­наль­ные внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты

1.Про­дол­жа­ют­ся кад­ро­вые ро­та­ции в ре­ги­о­нах, в ко­то­рых сме­на ру­ко­вод­ства про­изо­шла в кон­це 2024-пер­вой по­ло­вине 2025 года. Так, в Орен­бург­ской об­ла­сти по­ки­нул пост мэр ад­ми­ни­стра­тив­но­го цен­тра ре­ги­о­на Сер­гей Сал­мин, в Рес­пуб­ли­ке Коми — по­да­ла в от­став­ку пред­ста­ви­тель от за­ко­но­да­тель­ной вла­сти ре­ги­о­на в Со­ве­те Фе­де­ра­ции Еле­на Шу­ми­ло­ва.

Если в слу­чае ро­та­ций, за­тра­ги­ва­ю­щих за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны вла­сти, мо­гут по­явить­ся но­вые ка­рьер­ные воз­мож­но­сти для пред­ста­ви­те­лей элит, уже уко­ре­нен­ных в субъ­ек­тах, то пе­ре­ста­нов­ки в ис­пол­ни­тель­ной вла­сти та­ких тер­ри­то­рий бу­дут рас­ши­рять воз­мож­но­сти управ­лен­цев, ре­ша­ю­щие эта­пы ка­рье­ры ко­то­рых были свя­за­ны с клю­че­вы­ми ре­ги­о­на­ми-«до­но­ра­ми кад­ров». При­ме­ча­тель­но, на­при­мер, на­зна­че­ние на пост врио гла­вы Орен­бур­га Аль­бер­та Юма­ди­ло­ва, по­лу­чив­ше­го опыт ра­бо­ты в ка­че­стве пер­во­го за­ме­сти­те­ля пре­фек­та Юго-Во­сточ­но­го ад­ми­ни­стра­тив­но­го окру­га Моск­вы. На фоне этих ро­та­ций укреп­ля­ют­ся по­зи­ции врио гу­бер­на­то­ра Орен­бург­ской об­ла­сти Ев­ге­ния Солн­це­ва (с 70-го на 58-е ме­сто).

2. Ве­ли­ка ве­ро­ят­ность того, что во вто­рой по­ло­вине 2025 года ак­тив­ное при­вле­че­ние кад­ров со сто­ро­ны про­дол­жит­ся не толь­ко в тех субъ­ек­тах, в ко­то­рых сме­на гу­бер­на­то­ров уже со­сто­я­лась в те­че­ние пред­ше­ству­ю­ще­го года, но и в но­вых ре­ги­о­нах. Осо­бое вни­ма­ние фе­де­раль­но­го цен­тра к ре­а­ли­за­ции про­ек­тов в этой ча­сти стра­ны (вспом­ним, на­при­мер, про­шед­шее в кон­це июня под пред­се­да­тель­ством пре­зи­ден­та со­ве­ща­ние по во­про­сам со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ДНР, ЛНР, За­по­рож­ской и Хер­сон­ской об­ла­стей) та­к­же пред­по­ла­га­ет уси­ле­ние кон­тро­ля за ре­а­ли­зу­е­мы­ми здесь про­ек­та­ми. Не ис­клю­че­но, что под­ве­де­ние про­ме­жу­точ­ных ито­гов ре­а­ли­за­ции фе­де­раль­ных про­ек­тов в но­вых ре­ги­о­нах мо­жет быть свя­за­но с бо­лее ак­тив­ны­ми кад­ро­вы­ми ро­та­ци­я­ми, а в ряде слу­ча­ев и с рас­сле­до­ва­ни­я­ми в от­но­ше­нии чи­нов­ни­ков из та­ких субъ­ек­тов в кон­це лета — в те­че­ние осе­ни 2025 года.

3.Ан­ти­кор­руп­ци­он­ные рас­сле­до­ва­ния оста­ют­ся важ­ным фак­то­ром из­ме­не­ния внут­ри­э­лит­но­го ба­лан­са в ре­ги­о­нах. Сре­ди наи­бо­лее ре­зо­нанс­ных по­доб­ных со­бы­тий в июне 2025 года — за­дер­жа­ния зам­гу­бер­на­то­ра Бел­го­род­ской об­ла­сти Руст­э­ма Зай­нул­ли­на, гла­вы Мин­тран­са Хер­сон­ской об­ла­сти Алек­сандра Ба­лы­ше­ва и его за­ме­сти­те­ля – на­чаль­ни­ка Управ­ле­ния до­рож­но­го хо­зяй­ства ре­ги­о­на Сер­гея Жу­равле­ва, пер­во­го зам­гу­бер­на­то­ра Вла­ди­мир­ской об­ла­сти Алек­сандра Ре­ми­ги, ми­ни­стра здра­во­охра­не­ния Ке­ме­ров­ской об­ла­сти Дмит­рия Бег­ло­ва, мэра Крас­но­яр­ска Вла­ди­сла­ва Ло­ги­но­ва, а та­к­же уго­лов­ное дело в от­но­ше­нии ушед­ше­го за­тем в от­став­ку гос­сек­ре­та­ря Да­ге­ста­на Ма­го­ме­да-Сул­та­на Ма­го­ме­до­ва.

В кон­тек­сте этих рас­сле­до­ва­ний незна­чи­тель­но осла­бе­ва­ют по­зи­ции гу­бер­на­то­ра Бел­го­род­ской об­ла­сти Вя­че­сла­ва Глад­ко­ва (с 8-го на 9-е ме­сто). Бо­лее за­мет­ный нис­хо­дя­щий тренд за­тра­ги­ва­ет по­зи­ции гу­бер­на­то­ра Хер­сон­ской об­ла­сти Вла­ди­ми­ра Саль­до (с 21-го на 29-е ме­сто), гла­вы Да­ге­ста­на Сер­гея Ме­ли­ко­ва (с 47-го на 49-е ме­сто). По­ки­да­ет груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем гу­бер­на­тор Вла­ди­мир­ской об­ла­сти Алек­сандр Ав­де­ев (с 41-го на 56-е ме­сто).

4.В боль­шин­стве слу­ча­ев в зоне вни­ма­ния си­ло­вых струк­тур ока­за­лись ре­ги­о­ны, име­ю­щие осо­бое зна­че­ние для на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти с уче­том либо их при­гра­нич­но­го по­ло­же­ния (Бел­го­род­ская, Хер­сон­ская об­ла­сти, Да­ге­стан), либо бла­го­да­ря на­ли­чию в них важ­ных ре­сур­со­до­бы­ва­ю­щих цен­тров (Ке­ме­ров­ская об­ласть, Крас­но­яр­ский край). В этих усло­ви­ях су­ще­ству­ет ве­ро­ят­ность того, что но­вые ан­ти­кор­руп­ци­он­ные рас­сле­до­ва­ния во вто­рой по­ло­вине 2025 года мо­гут кос­нуть­ся вы­со­ко­по­став­лен­ных чи­нов­ни­ков из ряда ре­сур­со­до­бы­ва­ю­щих ре­ги­о­нов, а та­к­же субъ­ек­тов, гра­ни­ча­щих с зо­на­ми наи­боль­ших внеш­не­по­ли­ти­че­ских рис­ков.

При­о­ри­тет­ным на­прав­ле­ни­ем для рас­сле­до­ва­ний ле­том-осе­нью 2025 года с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью оста­нет­ся строй­ком­плекс (вклю­чая сфе­ру до­рож­но­го стро­и­тель­ства), что, ско­рее все­го, бу­дет мо­ти­ви­ро­вать фе­де­раль­ные струк­ту­ры про­во­дить бо­лее ак­тив­ный аудит ре­а­ли­зу­е­мых в этой сфе­ре про­ек­тов в ре­ги­о­нах.

5.В сен­тяб­ре-ок­тяб­ре 2025 года мож­но ожи­дать но­вой вол­ны кад­ро­вых ро­та­ций в ре­ги­о­нах, где за­вер­шат­ся гу­бер­на­тор­ские кам­па­нии — пре­жде все­го в тех, где сме­на ру­ко­вод­ства про­изо­шла в осе­нью 2024-го — вес­ной 2025 года.

При этом мо­гут ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты, а та­к­же ло­каль­ные про­тестные ак­ции в тех субъ­ек­тах, где по­зи­ции ру­ко­вод­ства мо­гут вос­при­ни­мать­ся как недо­ста­точ­но устой­чи­вые. Пре­жде все­го это от­но­сит­ся к ча­сти ре­ги­о­нов, в ко­то­рых срок пол­но­мо­чий глав ис­те­ка­ет в 2026 году. Ве­ро­ят­но, с та­ки­ми рис­ка­ми при­дет­ся столк­нуть­ся в первую оче­редь ру­ко­вод­ству Да­ге­ста­на и Улья­нов­ской об­ла­сти. Не ис­клю­че­но та­к­же уси­ле­ние как ме­диа-атак, так и про­ве­рок фе­де­раль­ных струк­тур в от­но­ше­нии Ка­ра­чае­во-Чер­ке­сии, гла­ва ко­то­рой Ра­шид Те­м­ре­зов за­ни­ма­ет этот пост с 2011 года, оста­ва­ясь од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей-«ста­ро­жи­лов» (при этом си­ту­а­тив­но его по­зи­ции за­тра­ги­ва­ет вос­хо­дя­щий тренд — он пе­ре­хо­дит с 55-го на 45-е ме­сто, в груп­пу с силь­ным вли­я­ни­ем).

3.Про­гноз АПЭК. Ожи­да­е­мые трен­ды июля-ав­гу­ста 2025 года

1.Под­го­тов­ка к ЕДГ-2025 бу­дет мо­ти­ви­ро­вать фе­де­раль­ных спи­ке­ров пар­тий про­яв­лять бо­лее ак­тив­ное вни­ма­ние к ре­ги­о­наль­ной про­бле­ма­ти­ке. Ве­ро­ят­но, пик та­ко­го вни­ма­ния бу­дет на­блю­дать­ся во вто­рой по­ло­вине ав­гу­сте — на­ча­ле сен­тяб­ря 2025 года. Сре­ди при­о­ри­те­тов фе­де­раль­но­го ру­ко­вод­ства «Еди­ной Рос­сии», ве­ро­ят­но, бу­дет на­хо­дить­ся ре­ги­о­наль­ная ин­фра­струк­тур­ная про­бле­ма­ти­ка, в том чис­ле за­тра­ги­ва­ю­щая ма­лые го­ро­да и сель­ские тер­ри­то­рии. Один из при­ме­ров — об­ра­ще­ние к ру­ко­вод­ству Мин­фи­на сек­ре­та­ря Ген­со­ве­та пар­тии Вла­ди­ми­ра Яку­ше­ва по по­во­ду осу­ществ­ле­ния про­грам­мы мо­дер­ни­за­ции поч­то­вых от­де­ле­ний для сель­ских и труд­но­до­ступ­ных тер­ри­то­рий. Со сто­ро­ны си­стем­ной оп­по­зи­ции мо­жет про­дол­жить­ся уси­ле­ние вни­ма­ния к кон­тро­лю над ми­гра­ци­ей, что по­вы­ша­ет ве­ро­ят­ность пуб­лич­ной кри­ти­ки со сто­ро­ны пред­ста­ви­те­лей фе­де­раль­но­го ру­ко­вод­ства та­ких пар­тий в ад­рес глав ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­тров, пре­жде все­го тех, где про­хо­дят вы­бо­ры в ре­ги­о­наль­ные зак­со­бра­ния или му­ни­ци­паль­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны. Кро­ме того, с уче­том уси­ли­ва­ю­щей­ся кон­ку­рен­ции КПРФ и ЛДПР мож­но ожи­дать непреыв­но­го уси­ле­ния вни­ма­ния этих пар­тий к ре­ги­о­нам, где они вели тра­ди­ци­он­но ак­тив­ную борь­бу за ко­леб­лю­щий­ся элек­то­рат, — пре­жде все­го к тер­ри­то­ри­ям Се­ве­ра, Си­би­ри и Цен­траль­но­го Нечер­но­зе­мья.

2.При­бли­же­ние пе­ри­о­да об­суж­де­ния про­ек­тов фе­де­раль­но­го и ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тов на 2026-й и пла­но­вый пе­ри­од 2027-2028 го­дов мо­жет при­ве­сти к ак­ти­ви­за­ции внут­ри­э­лит­ных кон­флик­тов по по­во­ду бюд­жет­ных при­о­ри­те­тов уже в кон­це июля-ав­гу­сте 2025 года. Пре­жде все­го та­кие кон­флик­ты мо­гут за­тро­нуть ре­ги­о­ны со слож­ной внут­ри­э­лит­ной кон­фи­гу­ра­ци­ей, где по­доб­ные про­ти­во­ре­чия уже пе­ре­хо­ди­ли в пуб­лич­ную плос­кость (од­ним из яр­ких при­ме­ров тра­ди­ци­он­но яв­ля­ет­ся Ха­ка­сия). Кро­ме того, выше ве­ро­ят­ность пуб­лич­но­го про­яв­ле­ния та­ких про­ти­во­ре­чий в эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых субъ­ек­тах, в ко­то­рых выше и уро­вень ожи­да­ний мест­ных элит по по­во­ду ре­а­ли­за­ции на их тер­ри­то­рии круп­ных ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов. На этом фоне, ско­рее все­го, бу­дет ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся вза­и­мо­дей­ствие глав наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски зна­чи­мых му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний с по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми, а та­к­же воз­рас­тать роль пло­ща­док, на ко­то­рых мо­гут про­хо­дить пе­ре­го­во­ры по раз­ре­ше­нию та­ких нефор­маль­ных про­ти­во­ре­чий. Во мно­гих слу­ча­ях в роли та­ко­го ме­ди­а­то­ра мо­жет вы­сту­пить «Еди­ная Рос­сия» (в том чис­ле ее фе­де­раль­ное ру­ко­вод­ство). Кро­ме того, в ряде ре­ги­о­нов на этом фоне мо­жет уси­лить­ся по­ли­ти­че­ское вли­я­ние спи­ке­ров зак­со­бра­ний.

3.В июле-ав­гу­сте 2025 года ис­точ­ни­ком по­ли­ти­че­ских рис­ков для гу­бер­на­то­ров, пре­жде все­го в ре­ги­о­нах ДФО, СФО и УрФО, мо­гут оста­вать­ся при­род­ные по­жа­ры. От­ме­тим про­дол­же­ние нис­хо­дя­ще­го трен­да для Алек­сандра Оси­по­ва (с 76-го на 80-е ме­сто), воз­глав­ля­ю­ще­го За­бай­каль­ский край, где на на­ча­ло июля 2025 года фик­си­ро­ва­лась са­мая боль­шая пло­щадь тер­ри­то­рий, охва­чен­ных по­доб­ным сти­хий­ным бед­стви­ем. Бо­лее ши­ро­кое про­стран­ство для ма­нев­ра мо­гут по­лу­чить эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ные ре­ги­о­ны, ко­то­рые смог­ли внед­рить вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные ре­ше­ния для ре­а­ги­ро­ва­ния на по­доб­ные вы­зо­вы. На­при­мер, гла­ва Хан­ты-Ман­сий­ско­го ав­то­ном­но­го окру­га Рус­лан Ку­ха­рук (с 16-го на 14-е ме­сто) пред­ло­жил ти­ра­жи­ро­вать опыт ин­тел­лек­ту­аль­ной си­сте­мы кос­ми­че­ско­го мо­ни­то­рин­га «Лес­ной кон­троль Югры» пред­ста­ви­те­лям Рес­пуб­лик Ан­го­лы и Зим­баб­ве, с ко­то­ры­ми де­ле­га­ция ре­ги­о­на про­ве­ла пе­ре­го­во­ры на по­лях ПМЭФ. В крат­ко­сроч­ной пер­спек­ти­ве мож­но ожи­дать уси­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия меж­ду субъ­ек­та­ми по про­бле­мам борь­бы с при­род­ны­ми по­жа­ра­ми. Так, еще в на­ча­ле июня гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти Алек­сандр Моор (7-е ме­сто) по­ру­чил груп­пе де­сант­ни­ков-по­жар­ных из воз­глав­ля­е­мо­го им ре­ги­о­на от­пра­вить­ся в Бу­ря­тию для ока­за­ния по­мо­щи в ре­ше­нии по­доб­ной про­бле­мы. В дол­го­сроч­ной — у про­филь­ных чи­нов­ни­ков, от­ве­ча­ю­щих за ко­ор­ди­на­цию борь­бы с при­род­ны­ми по­жа­ра­ми в тех ре­ги­о­нах, где эта ра­бо­та бу­дет по­став­ле­на наи­бо­лее эф­фек­тив­но, по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для кад­ро­во­го ро­ста (с пе­ре­хо­дом на фе­де­раль­ный уро­вень или с по­вы­ше­ни­ем в дру­гие ре­ги­о­наль­ные ад­ми­ни­стра­ции) в кон­це 2025-2026 го­дах.

4.Про­дол­же­ние атак ВСУ и укра­ин­ских спец­служб на объ­ек­ты, на­хо­дя­щи­е­ся на зна­чи­тель­ном уда­ле­нии от зоны про­ве­де­ния СВО и при­гра­нич­ных тер­ри­то­рий (от­ме­тим, на­при­мер, ата­ку бес­пи­лот­ни­ков на Ижевск), бу­дет мо­ти­ви­ро­вать вла­сти ре­ги­о­нов, где рас­по­ло­же­ны важ­ные обо­рон­ные пред­при­я­тия и ло­ги­сти­че­ские узлы, су­ще­ствен­но уси­лить вни­ма­ние к обес­пе­че­нию их без­опас­но­сти. Воз­мож­но, уже ле­том-осе­нью 2025 года это мо­жет при­ве­сти к ряду пе­ре­ста­но­вок ре­ги­о­наль­ных чи­нов­ни­ков, ку­ри­ру­ю­щих вза­и­мо­дей­ствие с си­ло­вы­ми струк­ту­ра­ми. Но в субъ­ек­тах с вли­я­тель­ны­ми гу­бер­на­то­ра­ми это мо­жет со­здать но­вые ка­рьер­ные воз­мож­но­сти для мест­ных кад­ров (в том чис­ле с опы­том уча­стия в СВО), а там, где по­зи­ции глав неустой­чи­вы — к на­прав­ле­нию туда фе­де­раль­ным цен­тром внеш­них спе­ци­а­ли­стов для уси­ле­ния со­от­вет­ству­ю­щих бло­ков ре­ги­о­наль­ных ад­ми­ни­стра­ций.

5.За­да­чи по сдер­жи­ва­нию ро­ста цен на про­до­воль­ствен­ные то­ва­ры бу­дут мо­ти­ви­ро­вать фе­де­раль­ный центр на бо­лее плот­ное вни­ма­ние к си­ту­а­ции в пер­спек­тив­ных цен­трах АПК. При­чем не толь­ко в ре­ги­о­нах Цен­траль­но­го Чер­но­зе­мья, юга ев­ро­пей­ской ча­сти стра­ны и юж­ной ча­сти Си­би­ри, но и на тер­ри­то­ри­ях, где аг­рар­ная от­расль ра­нее мог­ла не от­но­сить­ся к чис­лу клю­че­вых. В кон­це лета — осе­нью 2025 года фе­де­раль­ный центр с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью мо­жет вы­де­лить до­пол­ни­тель­ные сред­ства ре­ги­о­нам, в ко­то­рых ре­а­ли­зу­ют­ся наи­бо­лее пер­спек­тив­ные про­ек­ты в аг­рар­ной сфе­ре. Это мо­жет мо­ти­ви­ро­вать на рас­ши­ре­ние мер под­держ­ки АПК как тра­ди­ци­он­ные цен­тры раз­ви­тия этой от­рас­ли, так и ряд ре­ги­о­нов, на­хо­дя­щих­ся в зоне рис­ко­ван­но­го зем­ле­де­лия. На­при­мер, со­ве­ща­ние по рас­ши­ре­нию мер под­держ­ки АПК про­вел в июне 2025 года гла­вы Ады­геи Му­рат Кум­пи­лов (с 34-го на 33-е ме­сто); о вы­де­ле­нии бо­лее 510 млн. руб­лей на под­держ­ку АПК в сво­ем ре­ги­оне за­явил и гла­ва Ле­нин­град­ской об­ла­сти Алек­сандр Дроз­ден­ко (10-е ме­сто).

Гла­ва субъ­ек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­цииМе­сто в рей­тин­геМе­сто в рей­тин­ге в маеСред­ний балл

Очень силь­ное вли­я­ние

Со­бя­нин Сер­гей Се­мё­но­вич

Мэр го­ро­да Москва

119,27
Мин­ни­ха­нов Ру­стам Нур­га­ли­е­вич

Пре­зи­дент Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан

227,73
Бег­лов Алек­сандр Дмит­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Санкт – Пе­тер­бург
347,31
Ка­ды­ров Рам­зан Ах­ма­то­вич

Гла­ва Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки

437,29
Во­ро­бьев Ан­дрей Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Мос­ков­ской об­ла­сти

567,28
Хин­штейн Алек­сандр Ев­се­е­вич
Врио гу­бер­на­то­ра Кур­ской об­ла­сти
657,03
Моор Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти
776,90
Ни­ки­тин Глеб Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ни­же­го­род­ской об­ла­сти
896,88
Глад­ков Вя­че­слав Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Бел­го­род­ской об­ла­сти

986,82
Дроз­ден­ко Алек­сандр Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти

10106,78
Ни­ко­ла­ев Ай­сен Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Саха (Яку­тия)
11146,67
Текслер Алек­сей Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти
12116,63
Ак­се­нов Сер­гей Ва­ле­рье­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Крым

13126,59
Ку­ха­рук Рус­лан Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Хан­ты – Ман­сий­ско­го АО – Югра
14166,57
Ко­тю­ков Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­яр­ско­го края
15136,55
Кон­дра­тьев Ве­ни­а­мин Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­дар­ско­го края
16176,52
Ко­же­мя­ко Олег Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор При­мор­ско­го края
17156,51
Ха­би­ров Ра­дий Фа­ри­то­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан
18186,50
Пу­ши­лин Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва До­нец­кой На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
19226,45
Де­ме­шин Дмит­рий Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ха­ба­ров­ско­го края
20206,44

Силь­ное вли­я­ние

Фе­до­ри­щев Вя­че­слав Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Са­мар­ской об­ла­сти
21256,43
Цы­буль­ский Алек­сандр Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ар­хан­гель­ской об­ла­сти
22296,42
Раз­во­жа­ев Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Се­ва­сто­по­ля
23246,40
Мал­ков Па­вел Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ря­зан­ской об­ла­сти
24286,38
Па­сеч­ник Лео­нид Ива­но­вич
Гла­ва Лу­ган­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
25266,37
Вла­ди­ми­ров Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Став­ро­поль­ско­го края

26236,35
Пас­лер Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Врио гу­бер­на­то­ра Сверд­лов­ской об­ла­сти
27316,34
Тур­чак Ан­дрей Ана­то­лье­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ал­тай
28196,32
Саль­до Вла­ди­мир Ва­си­лье­вич
Гу­бер­на­тор Хер­сон­ской об­ла­сти
29216,31
Гольд­штейн Ро­сти­слав Эрн­сто­вич
Врио гла­вы Рес­пуб­ли­ки Коми
30376,30
Слю­сарь Юрий Бо­ри­со­вич
Врио гу­бер­на­то­ра Ро­стов­ской об­ла­сти
31366,28
Бо­го­маз Алек­сандр Ва­си­лье­вич

Гу­бер­на­тор Брян­ской об­ла­сти

32276,27
Кум­пи­лов Му­рат Ка­раль­би­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ады­гея
33346,26
Чи­бис Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Мур­ман­ской об­ла­сти
34326,23
Фи­ли­мо­нов Ге­ор­гий Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Во­ло­год­ской об­ла­сти
35356,21
Бес­про­зван­ных Алек­сей Сер­ге­е­вич Гу­бер­на­тор Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти36336,20
Пер­вы­шов Ев­ге­ний Алек­се­е­вич
Врио гла­вы Там­бов­ской об­ла­сти
37396,19
Се­ре­дюк Илья Вла­ди­ми­ро­вич Гу­бер­на­тор Ке­ме­ров­ской об­ла­сти38386,15
Ба­лиц­кий Ев­ге­ний Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор За­по­рож­ской об­ла­сти
39406,09
Ме­няй­ло Сер­гей Ива­но­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Се­вер­ная Осе­тия – Ала­ния
40306,06
Шап­ша Вла­ди­слав Ва­ле­рье­вич
Гу­бер­на­тор Ка­луж­ской об­ла­сти
41456,05
Рус­ских Алек­сей Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Улья­нов­ской об­ла­сти
42506,03
Ве­дер­ни­ков Ми­ха­ил Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Псков­ской об­ла­сти
43516,02
Вос­кре­сен­ский Ста­ни­слав Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ива­нов­ской об­ла­сти
44496,00
Те­м­ре­зов Ра­шид Бор­и­спи­е­вич

Гла­ва Ка­ра­чае­во – Чер­кес­ской Рес­пуб­ли­ки

45555,99
Ко­ков Каз­бек Ва­ле­рье­вич
Гла­ва Ка­бар­ди­но – Бал­кар­ской Рес­пуб­ли­ки
46575,98
Со­ко­лов Алек­сандр Ва­лен­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ки­ров­ской об­ла­сти
47445,95
Мель­ни­чен­ко Олег Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Пен­зен­ской об­ла­сти
48485,94
Ме­ли­ков Сер­гей Али­мо­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан
49475,92
Ар­тю­хов Дмит­рий Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Яма­ло – Ненец­ко­го АО
50425,91

Сред­нее вли­я­ние

Ни­ко­ла­ев Олег Алек­се­е­вич
Гла­ва Чу­ваш­ской Рес­пуб­ли­ки
51535,90
Зду­нов Ар­тём Алек­се­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия
52435,88
Евра­ев Ми­ха­ил Яко­вле­вич
Гу­бер­на­тор Яро­слав­ской об­ла­сти
53565,87
Но­сов Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ма­га­дан­ской об­ла­сти
54465,85
Ко­стюк Ма­рия Фе­до­ров­на
Врио гу­бер­на­то­ра Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти
55605,84
Ав­де­ев Алек­сандр Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Вла­ди­мир­ской об­ла­сти
56415,83
Трав­ни­ков Ан­дрей Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Но­во­си­бир­ской об­ла­сти
57625,81
Солн­цев Ев­ге­ний Алек­сан­дро­вич
Врио гу­бер­на­то­ра Орен­бург­ской об­ла­сти
58705,80
Ми­ля­ев Дмит­рий Вя­че­сла­во­вич Гу­бер­на­тор Туль­ской об­ла­сти59595,78
Ма­хо­нин Дмит­рий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Перм­ско­го края
60615,75
Ано­хин Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Смо­лен­ской об­ла­сти
61635,74
Ма­зур Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Том­ской об­ла­сти
62525,73
Ли­ма­рен­ко Ва­ле­рий Иго­ре­вич

Гу­бер­на­тор Са­ха­лин­ской об­ла­сти

63585,71
Коб­зев Игорь Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Ир­кут­ской об­ла­сти
64655,70
Сит­ни­ков Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич

Гу­бер­на­тор Ко­стром­ской об­ла­сти

65665,68
Бу­сар­гин Ро­ман Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Са­ра­тов­ской об­ла­сти
66

54

5,67

Ха­си­ков Бату Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия
67685,65
Куз­не­цов Вла­ди­слав Га­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор Чу­кот­ско­го АО
68645,64
Ба­буш­кин Игорь Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Аст­ра­хан­ской об­ла­сти
69675,62
Бо­ча­ров Ан­дрей Ива­но­вич

Гу­бер­на­тор Вол­го­град­ской об­ла­сти

70745,59
Гехт Ири­на Аль­фре­дов­на
Врио гу­бер­на­то­ра Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га
71755,58
Ар­та­мо­нов Игорь Ге­ор­ги­е­вич
Гу­бер­на­тор Ли­пец­кой об­ла­сти
72695,57
Дро­нов Алек­сандр Ва­лен­ти­но­вич

Врио гу­бер­на­то­ра Нов­го­род­ской об­ла­сти

73785,55
Бре­ча­лов Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва Уд­мурт­ской рес­пуб­ли­ки
74815,54
Гу­сев Алек­сандр Вик­то­ро­вич

Гу­бер­на­тор Во­ро­неж­ской об­ла­сти

75885,52
То­мен­ко Вик­тор Пет­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ал­тай­ско­го края
76735,51
Ру­де­ня Игорь Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Твер­ской об­ла­сти
77715,50
Пар­фен­чи­ков Ар­тур Оле­го­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия

78725,48
Ка­ли­ма­тов Ма­хмуд – Али Мак­ша­ри­по­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия
79825,47
Оси­пов Алек­сандр Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор За­бай­каль­ско­го края
80765,46
Шум­ков Ва­дим Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ган­ской об­ла­сти
81775,44
Клыч­ков Ан­дрей Ев­ге­нье­вич
Гу­бер­на­тор Ор­лов­ской об­ла­сти
82795,42
Хо­ва­лыг Вла­ди­слав То­ва­ри­щтай­о­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Тыва
83875,41
Ор­лов Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Амур­ской об­ла­сти
84835,39
Цы­де­нов Алек­сей Сам­бу­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Бу­ря­тия
85845,37
Хо­цен­ко Ви­та­лий Пав­ло­вич
Гу­бер­на­тор Ом­ской об­ла­сти
86855,34
Со­ло­дов Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кам­чат­ско­го края
87865,30
Зай­цев Юрий Вик­то­ро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ма­рий Эл
88805,28
Ко­но­ва­лов Ва­лен­тин Оле­го­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия
89895,00

Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния АПЭК

Экс­перт­ный опрос, на ре­зуль­та­тах ко­то­ро­го ос­но­ван рей­тинг наи­бо­лее вли­я­тель­ных гу­бер­на­то­ров в Рос­сии, про­во­дит­ся ме­то­дом за­кры­то­го ан­ке­ти­ро­ва­ния. В нем при­ни­ма­ют уча­стие 23 экс­пер­та: по­ли­то­ло­ги, по­лит­тех­но­ло­ги, ме­ди­а­экс­пер­ты, жур­на­ли­сты.

Как бы Вы оце­ни­ли по шка­ле от 1 до 10 вли­я­ние на фе­де­раль­ном уровне (в Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­стве РФ, Фе­де­раль­ном со­бра­нии РФ, пар­тий­ной и биз­нес-эли­те) сле­ду­ю­щих глав ре­ги­о­нов?

Сна­ча­ла каж­дый из экс­пер­тов оце­ни­ва­ет вли­я­ние каж­до­го из кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных в ан­ке­те, а за­тем опре­де­ля­ют­ся сред­ние ариф­ме­ти­че­ские зна­че­ния экс­перт­ных оце­нок (сред­ние бал­лы).

Ито­го­вый рей­тинг пред­став­ля­ет со­бой кон­со­ли­ди­ро­ван­ную оцен­ку вли­я­ния всех глав ре­ги­о­нов Рос­сии ли­де­ра­ми рос­сий­ско­го экс­перт­но­го со­об­ще­ства. Пер­со­на­лии, во­шед­шие в рей­тинг по ре­зуль­та­там опро­са, рас­пре­де­ля­ют­ся по раз­де­лам «очень силь­ное вли­я­ние» (1-20), «силь­ное вли­я­ние» (21-50), «сред­нее вли­я­ние» (51-89).

Спи­сок экс­пер­тов

Арь­ков Ви­та­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ниж­ние По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз), Га­вы­че­ва Алек­сандра (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ге­ре­ев Рус­лан (Центр ис­лам­ских ис­сле­до­ва­ний СКФО), Гра­щен­ков Илья (Центр раз­ви­тия ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки), Гром­ский Алек­сей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Жа­ри­хин Вла­ди­мир (Ин­сти­тут стран СНГ), Жу­равлев Дмит­рий (Ин­сти­тут ре­ги­о­наль­ных про­блем), Зу­ба­нов Сер­гей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Яма­ло-Ненец­кий ав­то­ном­ный округ), Ива­нов Ви­та­лий (по­ли­то­лог), Ко­ва­лен­ко Ар­тём (жур­нал «Экс­перт-Урал»), Куз­не­цов Глеб (Экс­перт­ный ин­сти­тут со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний), Лав­ров Ан­дрей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Че­ля­бин­ская об­ласть), Львов Сте­пан (ВЦИ­ОМ), Мин­че­ва Ма­рия (кон­сал­тин­го­вое агент­ство «Го­род»), Ми­хе­ев Сер­гей (по­ли­то­лог), Му­ха­ме­тов Рус­лан (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Сверд­лов­ская об­ласть), Ней­ж­ма­ков Ми­ха­ил (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ор­лов Дмит­рий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Под­ко­па­е­ва Еле­на (пор­тал «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии»), Трес­кин Ва­дим (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ар­хан­гель­ская об­ласть), Ту­ров­ский Ро­сти­слав (Центр по­ли­ти­че­ских тех­но­ло­гий), Цы­ган­ков Ана­то­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия), Ше­шу­ко­ва Га­ли­на (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Орен­бург­ская об­ласть).

АПЭК, 2025 г.

Ссылка


Возврат к списку