АПЭК подготовило аналитический доклад "Политическая ситуация в Новгородской области на старте президентской избирательной кампании"
В регионах с относительно слабым экономическим потенциалом и ограниченными возможностями (невысокая инвестиционная привлекательность, отсутствие дорогостоящих ресурсов, стареющее население) существует необходимость в реформировании управленческой модели и разработке современной стратегии развития. Основные направления и приоритеты были заданы действующим губернатором еще в довыборный период, но впереди - полномасштабная реализация намеченного курса. При этом успешное проведение президентской кампании в регионе будет вполне определенным свидетельством эффективности «технократической» управленческой модели, избранной новой губернаторской командой в контексте общероссийского «технократического» тренда.
Новгородская область в электоральном смысле имеет ряд особенностей.
Во-первых, около половины граждан, обладающих пассивным избирательным правом, постоянно проживает в областном центре - Великом Новгороде.
Во-вторых, «Единая Россия» в регионе стабильно показывает относительно низкие результаты (на уровне 40%, то есть ниже средних по стране), но при этом голоса оппозиционных партий распределяются почти равномерно, не позволяя одной из них стать значимой альтернативой.
В-третьих, динамика показателей явки с каждым электоральным циклом только снижается. На выборах в 2016 г. этот показатель достигал 39%, но тогда сработал эффект от наложения думской кампании с выборами в региональную Думу. На последних губернаторских выборах явка составила около 29%. А на федеральных выборах 2011 г. явка на уровне 56,58% объясняется мобилизацией протестного электората, проведенной активом партии «Справедливая Россия» того времени. В любом случае фиксируется значительное падение, которое лишь частично можно объяснить различиями между федеральными и региональными кампаниями или особыми обстоятельствами. При этом нельзя сказать, что была использована стратегия на сознательное понижение явки, а также назвать политическую силу, которая была бы заинтересована в подобной динамике.
В-четвертых, на губернаторских выборах в регионе установлен максимальный муниципальный фильтр на уровне 10%, что вызывает недовольство оппозиционных партий. Впрочем, если на выборах 2012 г. отмечают особую роль экс-губернатора С. Митина в регулировании конкуренции и давлении на оппозиционные партии, то на последних выборах «доминирующая» конфигурация кампании стала следствием внутрипартийных решений. А.Никитин победил на выборах главы региона с результатом 67,99%, что представляется весьма благоприятным результатом для политика, который имеет сравнительно небольшой опыт работы в регионе, а отсутствие аномально высоких результатов в целом выглядит как позитивная тенденция и отчасти снимает риски завышенных ожиданий.
С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования" и на портале "Региональные комментарии".