у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77
 

АПЭК подготовило доклад «Коалиция Развития» в Великом Новгороде: причины создания, формат, перспективы»

08.10.2018

На современное отношение жителей Великого Новгорода к местным властям, - как муниципальным чиновникам, так и депутатам Думы Великого Новгорода, - оказывал влияние ряд специфических факторов. В конечном итоге они же оказали значительное влияние и на электоральный выбор в ходе голосования по выборам городской думы шестого созыва 9 сентября 2018 года.

К традиционным факторам относится предпочтение ориентироваться на личностные качества, а не на принадлежность кандидатов к политическим партиям, группам политического влияния или финансово-промышленным группам. Программные заявления и программы, которые привлекли избирателей в ходе кампании, в основном касались позитивного территориального развития, благоустройства территорий округов и улучшения их социальной инфраструктуры.

Дополнительным фактором, способствовавшим формированию подобных предпочтений, стала интенсивная реализация на территории города программ по реконструкции и ремонту дорожного покрытия улиц, общественных и дворовых пространств, строительству новых школ и детских садов, организация поликлинических учреждений. Программ, в первую очередь государственных, основанных на софинансировании из бюджетов разных уровней.

В качестве альтернативного сценария развития событий, исключающего устойчивое развитие города, избирателям и элите известен конфликт предыдущего губернатора региона с мэром Великого Новгорода, повлекший за собой сокращение финансирования программ подобного рода. Сопутствующим специфическим фактором, сформировавшимся по причине вовлечения депутатов Думы Великого Новгорода предыдущего созыва в тот конфликт, стало недоверие избирателей к ним и запрос на обновление депутатского корпуса.

Андрей Никитин: программирование коалиции

Для новой управленческой команды региона и губернатора Новгородской области Андрея Никитина с самого начала одной из основных задач стала эффективная консолидация как элитных групп, так и местного сообщества активных жителей вокруг опережающего развития территории. По объективным социально-экономическим и даже географическим причинам основные усилия по решению этой задачи сосредоточены на областном центре. А основным элементом долгосрочной программы развития стало формирование социально-экономической агломерации Великого Новгорода и Новгородского района, окружающего город.

Территории города и района примыкают друг к другу практически без существенных разрывов в застройке. На предприятиях города трудятся около 3 тысяч жителей района, совместно используются объекты дорожной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Зафиксирована и маятниковая миграция, оцениваемая в 10 тысяч человек в год. Формирование социально-экономической агломерации в этой связи выглядит понятным шагом на пути к более эффективному использованию инфраструктуры, формированию конкурентоспособной экономики и повышению инвестиционной привлекательности территории.

Потенциальной «коалиции развития» эта концепция была предложена на очередном заседании регионального правительства 17 мая 2018 года. Под председательством губернатора оно прошло в здании мэрии Великого Новгорода. Элементом этой программной концепции стали конкретные, социально и экономически обоснованные программы. В их числе -- дополнение уличной сети города, совершенствование системы водоснабжения, строительство новых школ и детских садов, расширение сети многофункциональных центров и поликлинических учреждений и другие проекты. Быстрые и осязаемые результаты, достигнутые в их реализации, стали залогом формирования в обществе нового доверия к власти.

Перспективу формирования коалиции развития и программу для нее, нуждающуюся в реализации, губернатор Андрей Никитин связал в своем большом интервью от 15 августа 2018 года с его предвыборной программой «пяти шагов». Лучшие дороги и транспортная система, повышение доступности услуг здравоохранения, повышение качества жизни, создание привлекательных условий для молодежи, создание среды для развития бизнеса - программа для будущей «коалиции развития» стала конкретизацией каждого из этих пунктов.

Что касается персонального состава коалиции, то губернатор определил три критерия для вхождения в нее, фактически призвав избирателей руководствоваться ими при поддержке кандидатов в депутаты Думы Великого Новгорода шестого созыва:

«Во-первых, понятная и честная процедура выдвижения. Когда ведутся обсуждения, когда кандидаты понимают, что они проходят через публичную оценку своей программы и своих задач, а не как-то непонятным образом попали в партийные списки. Второй, наверное, самый важный для меня критерий, это не должны быть люди, которые зарабатывают или могут зарабатывать на муниципальном бюджете: получая земельные участки, разрешения на строительство, пытаясь решать свои грязные делишки под видом заботы о городе. Ну и третий критерий: есть люди, я вижу их в списках кандидатов, которые уже от этой «тяжелой» депутатской работы оторваться не могут, хотят еще раз поучаствовать. Надо давать шанс идти вперед молодым

Эти критерии, разумеется, не были заданы как жесткий или исчерпывающий перечень. Как показало дальнейшее развитие событий, в формирующуюся «коалицию развития» способны интегрироваться и опытные политики, и представители различных групп политического влияния.

Ставка оппозиции на популизм и сохранение центров силы

Оппозиционные политические силы, участвовавшие в кампании по выборам депутатов Думы Великого Новгорода шестого созыва, сделали ставку на популистские заявления левого толка и агрессивную критику власти. Необходимость сохранять темпы развития городской инфраструктуры в сложной ситуации требовала непопулярных решений, на критике которых и сосредоточились оппозиционеры.

Атакам подвергалась модернизация системы теплоснабжения города, реализованная через передачу тепловой компании «Новгородская» в концессию частному инвестору и временное повышение тарифов, начало работы единого оператора оборота ТБО, привлечение дополнительных средств на модернизацию общественного транспорта через повышение тарифа и тому подобные решения. При этом разъяснительная работа с населением началась с опозданием и на фоне активной избирательной кампании была не особенно эффективной.

Однако оппозиционные партии не продемонстрировали населению альтернативной оригинальной программы развития. Например, в программном документе городского отделения КПРФ говорилось о необходимости развивать высокотехнологичные производства. Фактически он представлял собой изложение идей Национальной технологической инициативы и других концептов инновационного развития, над практической реализацией которых эффективно работает новая управленческая команда.

Тем не менее ставка на популизм позволила оппозиции обеспечить поддержку избирателей. Но, выполнив задачу канализации общественного недовольства и протеста через процедуру демократических выборов, оппозиция не добилась смещения центров силы и власти.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования" и на портале "Региональные комментарии".


Возврат к списку