у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77
 

АПЭК ПОДГОТОВИЛО РЕЙТИНГ ВЛИЯНИЯ ГЛАВ СУБЪЕКТОВ РФ В МАРТЕ 2019 ГОДА

05.04.2019

Главным событием марта в сфере региональной политики стали новые перестановки в губернаторском корпусе. Очевидно продолжение тенденции на направление в регионы «молодых технократов» (несколько иной бэкраунд среди врио губернаторов, назначенных в марте, только у возглавившего Калмыкию Бату Хасикова) и «внешних» по отношению к региону политикам (к ним можно отнести врио главы Мурманской области Андрея Чибиса, врио губернатора Оренбургской области Дениса Паслера, врио главы Республики Алтай Олега Хорохордина, да и карьера врио губернатора Челябинской области Алексея Текслера, детство которого прошло на Южном Урале, строилась в других регионах). Однако показательны и другие значимые тенденции региональной политики Центра, проявившихся в этих назначениях.

Во-первых, 4 из 5 регионов, затронутых ротациями, являются пограничными, а значение Калмыкии во внешнеэкономических связях России имеет потенциал роста в связи с выходом региона к Каспийскому морю (что важно и в связи с развитием Международного транспортного коридора «Север-Юг»). Таким образом, перестановки могут быть связаны с развитием сразу нескольких ключевых направлений внешней политики России. В материалах, подготовленных АПЭК в 2018 году, нами неоднократно отмечалось значение, которое будет придаваться развитию приграничных регионов в политике Кремля в ходе нынешнего президентского срока Владимира Путина. Это внимание становится дополнительным фактором для кадровых ротаций в руководстве данных регионов и входящих в их состав муниципальных образований, причем не только на уровне губернаторов, но и управленцев нижестоящих звеньев. Сейчас эта тенденция ведет к интенсивному перемещению руководящих кадров из других регионов в подобные приграничные территории, но уже в перспективе 2024-2026 годов может способствовать увеличению числа выходцев из подобных приграничных регионов на управленческие позиции федерального уровня.

Во-вторых, с большинством данных регионов связаны значимые инфраструктурные и крупные бизнес-проекты. В Калмыкии это проект незамерзающего порта в Лагани, в Мурманской области - планы создания Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке, в Республике Алтай – планы доведения железнодорожной ветки от Бийска до территории региона, в Челябинской области – высокоскоростная магистраль от центра региона до Екатеринбурга, а также планы ее продления до Кургана и территории Казахстана, а через Оренбургскую область должна пройти автомагистраль Европа-Западный Китай, один из крупнейших международных проектов в транспортной сфере. Кстати, первый из губернаторов, получивших публичное одобрение Владимира Путина на участие в выборах 2019 года, Олег Кувшинников, также в общении президентом особое внимание уделил планам осуществления «инфраструктурного рывка» в возглавляемой им Вологодской области. Инфраструктурное развитие остается одним из приоритетов Кремля, но при этом предполагает более строгий надзор за реализацией подобных проектов на местах. При этом уже в течение 2019-2021 годов может вырасти роль при проведении такого независимого аудита специальных групп контроля, сформированных в том числе под эгидой «Единой России» (подробнее об этом – в разделе 2).

В-третьих, двое из пяти новых назначенцев (Денис Паслер и Бату Хасиков) имели опыт работы в региональных заксобраниях, а один из них (новый врио главы Калмыкии) – также в Совете Федерации. Это еще раз подтверждает, что Центр придает публично-политическому опыту будущих губернаторов большее значение, чем многим кажется на первый взгляд. А работа в верхней палате Федерального Собрания не в первый раз становится важной частью биографии новых назначенцев (отметим, например, схожий опыт губернатора Самарской области Дмитрия Азарова). То есть одной из возможных карьерных стратегий для будущих губернаторов остается не только работа в федеральной исполнительной власти и бизнес-структурах, но и опыт деятельности в региональных и даже муниципальных органах власти - возможно, с дальнейшим переходом в Совет Федерации в качестве «кадрового трамплина» перед новыми назначениями.

В апреле 2019 года вновь сохранит актуальность арктическая повестка – в частности, в связи с проведением Международного арктического форума, который состоится 9-11 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге при участии президента. Характерно, что цели освоения Арктики и развития Северного морского пути становятся локомотивами для реализации проектов в других частях страны (можно отметить хотя бы работу дальневосточной судоверфи «Звезда», где ведется строительство ледокольного флота). На этом фоне в ближайшие годы может вырасти значение северных регионов в качестве площадок для проведения значимых межрегиональных и международных форумов.

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

В тех субъектах РФ, где в 2019 году должны пройти значимые предвыборные кампании, активизируется работа губернаторов по выстраиванию внутриэлитных коалиций и укреплению собственного на муниципальном уровне - на фоне стремления оппозиционных сил усилить собственные переговорные позиции для диалога, в том числе с властями соответствующих территорий и «Единой Россией».

Во-первых, развивается отмеченная в аналитическом докладе АПЭК (февраль 2019) тенденция на кадровые ротации в руководстве ключевых муниципальных образований в регионах, где состоялась смена губернаторов. Например, досрочно покинул свой пост мэр Курска Николай Овчаров, возглавлявший администрацию города с 2008 года. Также оставил свою должность глава Липецка Сергей Иванов. Последний не стал полностью отрицать вероятности своего участия в выборах губернатора Липецкой области, хотя и в максимально обтекаемых выражениях («никогда не говори никогда»). Как правило, прогнозы о возможности открытой конкуренции идущего на выборы врио губернатора с чиновниками, занимавшими ключевые посты регионального и муниципального уровня при его предшественнике, не реализуются на практике. В случае с Липецкой областью пока наблюдается продолжение работы губернатора по выстраиванию собственной внутриэлитной коалиции. Одним из шагов в этом направлении стало назначение на пост врио мэра Липецка представительницы регионального агробизнеса Евгении Уваркиной.

Разногласия губернаторов-«варягов» с региональными элитами чаще приводят к временному компромиссу, чем к жесткому противостоянию на период официальной избирательной кампании. Однако чем уязвимее для критики работа команды губернатора (включая лиц, которых он делегирует в администрацию областного центра), тем быстрее исчерпывается карт-бланш, полученный им при назначении и тем выше вероятность возобновления внутриэлитных конфликтов после выборов.

Во-вторых, в регионах, в которых в сентябре 2019 года должны состояться выборы губернаторов и депутатов заксобраний, активизировалась выступления потенциальных кандидатов с заявлениями о готовности участвовать в избирательной кампании. Характерно, что накануне губернаторских кампаний с такими заявлениями выступили политики, пользующиеся широкой узнаваемостью в своих регионах, но констатирующие, что для них преодоление муниципального фильтра станет большой проблемой (как, например, Оксана Дмитриева в Санкт-Петербурге). Частично такая тактика объясняется намерением оппозиционных политиков выиграть время для фактического ведения кампания на фоне дефицита информационных и материальных ресурсов. Но кроме того, подобные комментарии могут делаться и с намерением усилить позиции для переговоров с властями и иными оппозиционными силами накануне старта предвыборной гонки. При этом накануне выборов в заксобрания подобные заявления о намерениях могут вести не к результативным переговорам, а напротив, к заметному росту напряженности между разными оппозиционными силами. Это одна из причин, по которой представители оппозиционных партий весьма осторожно комментируют вероятность коалиций, например, для раздела одномандатных округов в ходе выборов в заксобрания. Неплохой иллюстрацией является ситуация, например, в Хабаровском крае, где на фоне обсуждения в прессе слухов о возможности подобной коалиции между коммунистами и ЛДПР перед выборами в Законодательную Думу последовал комментарий посещавшего регион зампреда ЦК КПРФ Юрия Афонина, что представляемая им партия «взяла тактику закрывать все одномандатные округа».

В-третьих, «Единая Россия» использует дополнительные инструменты для укрепления влияния на региональную политику. В отдельных субъектах РФ партия делает шаги по укреплению роли региональных отделений партии по контролю за работой исполнительной власти. Ярким примером является Севастополь, где губернатор Дмитрий Овсянников сначала выступил с докладом о деятельности региональной администрации перед представителями «Единой России» и только потом – с отчетом перед заксобранием. Другим подходом является создание системы контроля за реализацией нацпроектов, включающих как федеральную рабочую группу (ее первое выездное заседание прошло 28 марта во Владимирской области), так и аналогичные структуры регионального уровня. Деятельность данных структур может - при условии эффективной организации их работы - как решить задачи по повышению электорального рейтинга партии, так и усилить аппаратные позиции ее функционеров, которые примут участие в деятельности таких групп контроля. 

С полной версией рейтинга можно ознакомиться в разделе "Рейтинги и рэнкинги" и на портале Региональные комментарии".

Возврат к списку