у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Главы регионов на старте избирательной кампании: политический стиль, повестка, риски"

24.06.2019

8 сентября 2019 года состоится Единый день голосования, в рамках которого пройдут прямые выборы глав 16 регионов (в 2018 году аналогичные кампании проходили в 22 субъектах РФ). При этом если в прошлом году наибольшую долю среди выборных территорий составили дальневосточные и сибирские регионы (12 из 22), а также субъекты Центрального федерального округа (6), то в этом году очевидно дифференцированное географическое распределение выборных территорий (4 представляют Южный федеральный округ, по 3 – Северо-Западный и Уральский, по 2 – Центральный и Дальневосточный, по 1 – Приволжский и Сибирский). Среди них выделяется большой блок индустриальных регионов (что, как правило, предполагает серьезный вес экологической тематики в предвыборной повестке), а также группа территорий с серьезной долей АПК в региональной экономике. 

Резонансные случаи протестного голосования в ходе региональных выборов 2018 года (по итогам кампаний-2018 в трех субъектах Федерации губернаторами стали представители оппозиции) стали дополнительным катализатором дискуссий о рисках, с которыми могут столкнуться кандидаты лояльного пула - врио губернаторов, а также действующие главы регионов, намеренные баллотироваться на новый срок. Дискуссионными стали и вопросы эффективности подготовки глав субъектов к участию в кампании, потенциала роста и позиционирования в ходе кампании (прежде всего – как участвовать: в качестве кандидата от «Единой России» или самовыдвиженцем). Мы попытаемся дать свой ответ на основные дискуссионные вопросы.

В рамках кампаний врио глав регионов, идущих на выборы в 2019 году, произошло смещение акцентов по сравнению с аналогичной повесткой накануне выборов 2018 года. При сохранении внимания к приоритетным темам предыдущих лет (демонстрация лоббистских возможностей соответствующих управленцев на федеральном уровне; инфраструктурное развитие; нередко – презентация региона в качестве площадки для крупных федеральных и международных мероприятий) серьезно возросло значение социальной повестки, выстраивания коммуникаций между властями и обществом, а также контроля за деятельностью бюджетных учреждений.

Ожидаемо трансформируется политический стиль врио губернаторов – они чаще стремятся позиционировать себя в роли медиаторов в диалоге между властью и нижестоящими чиновниками, а не просто управленцев и лоббистов.

В конце 2018 года популярным был прогноз о том, что на тактику врио губернаторов в 2019 году окажет серьезное влияние пример кампании Олега Кожемяко. Однако произошло не копирование, а дальнейшая трансформация технологических приемов, применявшихся в ходе кампании в Приморском крае.

Во-первых, вполне ожидаемо, более значимой становится антибюрократическая повестка кампаний врио губернаторов. Примеры обращения кандидатов лояльного пула к подобным приемам отмечались и в предыдущие годы. Один из наиболее резонансных – жесткий монолог Сергея Носова (на тот момент врио главы Магаданской области), обращенный к региональным чиновникам. Схожие сюжеты позже были отмечены и в ходе кампании Олега Кожемяко (можно вспомнить, например, его общение в октябре 2018 года с чиновниками из Владивостока по ситуации с вырубкой парковой зоны для строительства детсада). В 2019 году примеры критикы в адрес региональных и местных чиновников со стороны врио губернаторов стали появляться чаще. При этом далеко не все руководители субъектов Федерации действовали в подобных случаях единообразно.

К «стилю Носова» ближе всего тональность заявлений врио главы Башкирии Радия Хабирова. Его заявления часто отличает максимально эмоциональная окраска и резкие высказывания (например, реплика «у него либо язык длинный, либо ум короткий», как высказанная врио главы республики характеристика руководителей одного из муниципальных предприятий Уфы). Такой стиль помогает быстро нарастить узнаваемость (одна из вероятных причин, по которой такой подход использовал Сергей Носов, являющийся для Магаданской области «варягом») либо оперативно актуализировать присутствие в медиа-повестке руководителя, долгое время работавшего за пределами региона (в такой ситуации вскоре после назначения в Башкортостан находился Радий Хабиров), привлекая внимание и, как правило, получая одобрение неполитизированной аудитории. В то же время часть общества может скептически оценивать такой стиль работы.

Более сдержанный подход к критике чиновников можно назвать «стилем Текслера». Заявления врио главы Челябинской области в адрес нижестоящих управленцев могут быть достаточно жесткими по сути, но более сдержанными по форме (можно вспомнить, например, его критику в адрес глав муниципалитетов за недоработки при реализации нацпроектов). Такой стиль, возможно, в несколько более резкой форме, характерен и для врио главы Забайкальского края Александра Осипова.

Наконец, более сдержанный подход к проблеме можно назвать «стилем Хорохордина». Врио главы Республики Алтай, по крайней мере до середины июня 2019 года, старался избегать резких заявлений в отношении конкретных управленцев, работающих в республике, при этом также обращаясь к антибюрократической повестке. Однако он публично акцентировал внимание не на локальных просчетах отдельных чиновников, а на системной проблеме - целесообразности сохранения настолько многочисленного управленческими аппарата («200 тысяч человек населения – и семь заместителей председателя правительства, девять министерств»).

В целом жесткие высказывания врио губернаторов в адрес нижестоящих чиновников будут и дальше давать ситуативный информационный и политический эффект, однако при перенасыщении медиа-повестки подобными высказываниями результативность таких ходов в раках задач избирательной кампании ожидаемо будет снижаться.

В рамках антибюрократической повестки, скорее всего, будет возрастать внимание кандидатов лояльного пула к выстраиванию каналов прямой коммуникации с активной частью населения и социальными активистами, что при эффективной реализации также может дать заметный и долгосрочный эффект.

Поэтому, во-вторых, заметен более разноплановый подход к коммуникации с локальными сообществами, которые демонстрируют врио губернаторов, выходящие на выборы в 2019 году. Вполне ожидаемой была активизация прямых встреч врио глав регионов с представителями инициативных групп, работающих с локальной протестной повесткой. При этом врио глав регионов проявили довольно значительное внимание к проблемам малых городов и сельских поселений. Можно вспомнить встречу Алексея Текслера с жителями поселения Полетаево по проблеме размещения полигона ТБО или Романа Старовойта - с жителями деревни Кукуевка Курского района по проблемам регистрации права собственности на жилые дома. Заметным стало общение ряда руководителей регионов (например, Алексея Текслера и Александра Беглова) с представителями инициативных групп обманутых дольщиков.

Другим аспектом непосредственной коммуникации становится масштабное обсуждение значимых проектов с общественностью. Так, врио главы Курганской области Вадим Шумков заявил о запуске проекта «Инициативный бюджет», позволяющего вовлекать население обсуждение приоритетности реализации проектов благоустройства общественных пространств. Роман Старовойт в Курской области запустил «Мастерскую проектов», в рамках реализации которой были собраны предложения жителей по улучшению социально-экономической и инфраструктурной ситуации в регионе. Практическое осуществление ряда подобных инициатив подверглось и критике на местах. Например, некоторые курские СМИ указывали на организационные и технические недоработки в рамках деятельности «Мастерской проектов». Тем не менее подобные инициативы имеют серьезный потенциал и, вполне возможно, станут более значимым трендом в ходе губернаторских кампаний 2020 года.

В-третьих, если социальная повестка, с которой шел на выборы Олег Кожемяко, была максимально полицентричной (от поддержки многодетных семей до проблем школьного питания), то в ходе кампаний кандидатов лояльного пула в 2019 году серьезное внимание сконцентрировано на проблемах в системе здравоохранения, в том числе в сельских территориях. Так, одним из первых резонансных шагов Вадима Шумкова после назначения в Курганскую область стало проведение им личных инспекционных проверок состояния районных больниц, в том числе в муниципальных образованиях, достаточно отдаленных от областного центра. Андрей Чибис еще в марте 2019 года поручил подготовить план для корректировки ситуации в системе здравоохранения региона. Врио губернатора Оренбургской области Денис Паслер заявил о введении дополнительных квот для направляющихся на работу в сельской местности медицинских специалистов и разработке мер по сокращению очередей в поликлиниках.

До сих пор в политике губернаторов-«технократов» нередко можно было наблюдать следующую тенденцию: на первых этапах после вступления в должность они уделяли приоритетное внимание решению чисто экономических вопросов и внедрению более эффективных управленческих практик в своих регионах, а затем возрастало их внимание к социальной повестке. По сути усилия губернаторов-«технократов» развивались в русле федеральных приоритетов с региональной спецификой.

При сохранении прежнего бэкграунда губернаторов-«технократов» смещаются акценты в их публичном позиционировании: усиливается публично-политическая составляющая их работы и социальная составляющая повестки, с которой они выходят на выборы. В известном смысле можно говорить о появлении стиля «технократов-медиаторов». Такой подход больше подходит для более оперативного встраивания в региональную политическую и информационную повестку.  

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования" и на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку