у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Агропромышленный комплекс России: специфика государственного регулирования"

03.02.2020

По мере модернизации и сокращения доли первичного сектора в экономике развитых и стремящихся к их показателям развивающихся стран мира падает доля сельского хозяйства, что до определенного момента не воспринимается как проблема с учетом механизации труда. Тем не менее государства по-прежнему нуждаются в обеспечении собственной продовольственной безопасности и развитии агропромышленного комплекса. 

         Механизмов саморегулирования отрасли недостаточно – большая роль отводится государству, как и в других стратегических секторах, где мотивация и ресурсы в распоряжении отдельных хозяйствующих субъектов не позволяют обеспечить эффективное развитие в масштабах всей экономики. К другим особенностям АПК, предопределяющим особую роль государства, относится:

· зависимость от природно-климатических условий и смены сезонов;

· высокая энергоемкость и капиталоемкость производства, если говорить о затратах на ресурсы и производственный процесс по сравнению с конечной стоимостью продукции;

· проблемы с доходностью в секторе в целом, так как сельскохозяйственная продукция считается товаром с низкой добавленной стоимостью, а также при попытке экспорта дополнительно облагается высокими пошлинами со стороны стран-импортеров;

· медленная инвестиционная окупаемость;

· в основном слабое распространение технологических инноваций;

· износ оборудования;

· инфраструктурные проблемы.

Агропромышленное производство – один из наиболее субсидируемых секторов экономики в мире. Так, например, широко известна т.н. Единая сельскохозяйственная политика Евросоюза (ЕСХП, или Common Agricultural Policy) – масштабная программа поддержки европейских фермеров, на которую приходится около половины бюджета ЕС. Это направление с точки зрения значимости приоритетно даже по отношению к программам регионального выравнивания, несмотря на их очевидную политическую значимость (служат залогом и исходным условием эффективного осуществления политики расширения ЕС). Одним из опорных элементов единой сельскохозяйственной политики является установление жестких импортных барьеров, которые фактически закрывают доступ на европейский рынок для иностранных производителей сельскохозяйственной продукции.

Высокий уровень государственной поддержки АПК наблюдается в США (один из мировых лидеров по экспорту сельхозпродукции) и ряде других стран. В целях более эффективного регулирования во многих странах создаются специальные институты, в сферу компетенции которых входит контроль над распределением субсидий и других мер поддержки.

Зачастую средства, выделяемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, составляют значительную долю от валового продукта в рамках сектора: этот показатель может достигать 70% в странах с развитой системой господдержки (более всего в США, в ЕС – около 50% от ВВП сельского хозяйства). В России этот показатель пока оценивается несколько ниже, чем в западных странах: по разным оценкам, более 30% от ВВП в рамках сектора, однако заметна положительная динамика по сравнению с первым десятилетием этого века, когда масштаб поддержки не превышал 15% от ВВП сельского хозяйства. Кроме того, с точки зрения доли бюджетных расходов на поддержку АПК в совокупном ВВП страны показатели России и западных стран в основном находятся на одном уровне.

Такие высокие и на первый взгляд неочевидные с рыночной точки зрения субсидии в АПК отвечают на многочисленные вызовы, не укладывающиеся исключительно в логику доходности сектора. В действительности значительная роль государства в регулировании АПК отвечает задачам обеспечения продовольственной безопасности, долгосрочным целям развития конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, поддержания уровня доходов людей, работающих и проживающих на селе, создания современной инфраструктуры села, что позволяет сделать его привлекательным не только для занятых непосредственно в АПК, но и для других граждан. Поэтому государственная поддержка агропромышленного производства, которое является опорой «села» в широком смысле, одновременно отвечает на целый спектр вызовов регионального развития, а также позволяет регулировать темпы и масштаб урбанизации.  

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования" и на портале "Аграрный эксперт". 


Возврат к списку