АПЭК подготовило аналитический доклад "Завершение эпидемии: новый курс президента, система мер в Москве и регионах, ожидаемые социально-экономические последствия"
Прогностические оценки динамики развития болезни расходятся. По оптимистичному сценарию, Россия вышла на плато уже в середине мая, о чем свидетельствует динамика количества инфицированных. Впрочем, нельзя исключать рисков возникновения вспышек болезни на территориях, так как локализовать болезнь в полной мере не удалось. В конце апреля стало известно о положительном тесте на covid-19 премьер-министра М.Мишустина.
В ходе последнего обращения к нации 11 мая президент В.Путин объявил о завершении периода нерабочих дней с 12 мая, но при этом меры относительно динамики снятия ограничительных мер, установленных в рамках режима самоизоляции, принимаются руководством регионов в зависимости от эпидемиологической обстановки на территориях. В первую очередь решение о прекращении нерабочих дней касается возобновления работы предприятий.
Прямые выплаты населению и система федеральных мер
Прежде всего обращает на себя внимание непривычная частота обращений президента В.Путина. В основном эти выступления были связаны с расширением мер поддержки граждан и компаний на фоне развития эпидемии. При этом в каждом выступлении была своя специфика – например, позиция по празднованию Дня Победы или поддержка медицинских работников. Переломным стало выступление 11 мая, в котором речь шла не об ужесточении, а наоборот, о поэтапном снятии ограничений. Наблюдатели позитивно оценивают новый формат коммуникации в системе власти через видеоконференцсвязь. Эпидемия способствовала резкой цифровизации публичной политики даже в этой сфере.
По состоянию на середину мая объем государственной поддержки достигает 2-3% ВВП, хотя общие суммы не называются, так как эти меры постоянно корректируются и расширяются на фоне роста заболеваемости. В абсолютных цифрах, по разным оценкам, речь может идти о суммах в диапазоне 2,5-3 трлн рублей. Из них часть приходится на прямые выплаты (непосредственные меры социальной поддержки населения, в особенности – медицинским работникам), а другая часть выражается в отсрочках и гарантиях для бизнеса и субсидиях регионам. Соотношение - в пользу второго сегмента.
По-прежнему в фокусе дискуссии среди специалистов в области государственных финансов и экономики находится проблема целесообразности и возможности осуществления массовых прямых выплат гражданам, т.н. «вертолетных денег». Банк России определенно опасается последующего инфляционного шока, многие специалисты не разделяют подобных опасений. На подобные меры в том или ином формате пошли многие страны (США, Германия, Франция, Великобритания и др.), но во всех этих случаях сохраняются определенные условия: меры поддержки касаются не всех граждан. Россия приблизилась к европейскому масштабу заболеваемости (но отнюдь не смертности), поэтому вопрос о расширении мер прямой социальной поддержки постоянно актуален. Решение о применении такого механизма зависит от возможностей Фонда национального благосостояния (ФНБ) и политической воли руководства страны. Как следует из последнего обращения президента к нации, государство пошло на введение значительных мер прямой поддержки для отдельных категорий граждан, прежде всего – медицинских работников и семей с детьми.
Говоря о текущих мерах поддержки, стоит отметить адекватность и своевременность действий правительства на разных этапах развития кризиса. Базовым документом считается План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивости развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции от 17 марта 2020 года.[1] Затем по основным направлениям работы приняты дополнительные уточняющие решения – некоторые аспекты регулируются отдельными решениями президента или правительство Москвы, если речь идет об урегулировании ситуации в столице.
В начале апреля, то есть сразу по итогам первой нерабочей недели, правительство утвердило список наиболее пострадавших от коронавируса отраслей экономики. В рамках списка выделяются ключевые направления, где организации вынуждены были прекратить работу в условиях ограничительных мер:
· Авиаперевозки, аэропортовая деятельности, автоперевозки
· Культура, организация досуга и развлечений
· Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт
· Гостиничный бизнес
· Общественное питание
· Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений
· Деятельность по организации конференций и выставок
· Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).
Список, как и другие подобные перечни, постоянно дорабатывается и расширяется. На первом этапе в качестве меры поддержки малого и среднего бизнеса предложена отсрочка по налоговым платежам, за исключением НДС и страховых взносов. Введен полугодовой мораторий на подачу заявлений о банкротстве для компаний из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.
После обращения президента 15 апреля были приняты дополнительные меры поддержки малого и среднего предпринимательства: в перечень включены организации, осуществляющие торговлю непродовольственными товарами; по поручению президента В.Путина приято решение о выделении субъектам МСП прямой безвозмездной финансовой помощи со стороны государства для выплаты зарплаты сотрудникам в апреле и мае. Объем такой поддержки рассчитывается индивидуально для каждой компании из расчета по 12 130 на сотрудника в месяц. Главным условием для реализации пакета мер поддержки малого и среднего бизнеса является максимальное сохранение уровня занятости – не менее 90% от численности штата по состоянию на 1 апреля.
Для более эффективной реализации программы беспроцентных кредитов для выплаты заработной платы со сроком на 6 месяцев принято решении о предоставлении гарантий Внешэкономбанка, что снизит риски для кредитных организаций и тем самым сделает процесс получения таких зарплатных кредитов более доступным организациям.
Представители бизнес-объединений («Российский союз промышленников и предпринимателей», «Опора России», «Деловая Россия».) регулярно направляют свои предложения в адрес премьер-министра М.Мишустина. Среди обращений отмечаются просьбы признать пострадавшими от коронавируса не отдельные отрасли, а все предприятия в целом, субсидирование платежей за аренду и лизинг, снижение взносов по системе «Платон», а также довольно спорные просьбы об упрощении процедуры увольнений, которые противоречат заявленному жесткому курсу на сохранение занятости.
Во второй половине апреля опубликован перечень системообразующих предприятий из 25 отраслей, которые продолжат работу в условиях режима самоизоляции. Опубликованный список дополняется по мере необходимости. Помимо стратегических предприятий в рамках основных отраслей (оборонная промышленность, автомобиле-, авиа- и судостроение, химическая промышленность и др.) к системообразующим отнесены градообразующие предприятия, транспортные организации и т.д. Первая версия списка опубликована в середине месяца, но была расширена по поручению президента, так как возникли вопросы относительно критериев попадания той или иной организации в список системообразующих предприятий. В качестве мер поддержки для компаний из списка вводятся льготные кредиты на пополнение оборотных средств, которые государство будет субсидировать в размере ключевой ставки ЦБ, а половина будет обеспечена госгарантиями Минфина.
В начале мая правительство пошло на снятие временного моратория на вывоз медицинских масок, респираторов и других медизделий (в настоящее время производство медицинских масок в России составляет около 8 млн штук в день), однако это вызвало негативную реакцию представителей медицинских учреждений, которые жалуются на недостаток средств индивидуальной защиты (СИЗ). Впрочем, снятие запрета на вывоз касается только стран-членов ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.
В рамках последнего обращения к нации 11 мая президент В.Путин задал новый курс – был принят новый пакет мер поддержки в условиях эпидемии и сопутствующих экономических вызовов, включающий прямые и значительные выплаты гражданам. Несмотря на прекращение нерабочих дней, возвращение к нормальному функционированию экономики будет происходить разными темпами. Так, в Москве и Санкт-Петербурге обязательный режим самоизоляции продлен до конца мая. При этом ограничительные меры по всей стране сохраняются в прежнем виде для наиболее уязвимых групп населения – прежде всего для граждан старше 65 лет и для имеющих хронические заболевания.
· Введены дополнительные меры поддержки семей с детьми, причем они носят неизбирательный характер: всем семьям с детьми до трех лет установлены выплаты в размере 5 тысяч рублей на три месяца (с апреля по июнь), всем семьям с детьми от 3 до 16 лет положены единовременные выплаты в размере 10 тысяч рублей; семьи с детьми от 3 до 7 лет, где доход ниже прожиточного минимума, смогут получать разовые выплаты в размере 33 тысяч рублей на ребенка уже в июне сразу за полгода; вдвое увеличен размер пособия по уходу за детьми.
· Уточнены меры поддержки бизнеса: компании при выполнении условия сохранения занятости получают прямую субсидию на выплату зарплаты сотрудникам за апрель и май, то есть без необходимости возврата, но при этом должен быть обеспечен контроль, что средства направляются именно на цели выплаты зарплат. С 1 июня вводятся специальные социальные кредиты под 2% для сохранения занятости в компаниях со сроком погашения до 1 апреля 2021 года, но если предприятие в течение этого времени сохранит занятость на 90%, то вся суммы кредиты и процентные начисления будут погашены государством. Другое уточнение заключается в том, что для пострадавших предприятий малого и среднего бизнеса налоги и страховые взносы за второй квартал 2020 года будут не отсрочены, а списаны. В качестве меры поддержки самозанятых граждан принято решение вернуть им налоги, уплаченные за 2019 год, а также предоставить т.н. «налоговый капитал» на оплату предстоящих взносов в размере одного МРОТ.