у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

АПЭК подготовило рейтинг эффективности управления в субъектах российской федерации в 2020 году

13.01.2021

Восьмой рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), – уникальный интегральный аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических и рейтинговых данных. В представленном рейтинге даны оценки эффективности ныне действующей региональной власти и высшего должностного лица субъекта Федерации по итогам 2020 года. 

Проведенный нами анализ эффективности управления в российских регионах продемонстрировал небольшое улучшение среднего балла – с 0,595 до 0,597. При этом, как будет показано ниже, тенденции по разным направлениям оценки могли существенно отличаться друг от друга.

Неоднозначность результатов 2020 года очевидным образом связана с социально-экономической и политической ситуацией. С одной стороны, условия пандемии стали тяжелейшим вызовом для региональных властей, с которым они справились по-разному. Очевидно выросла нагрузка на социальную сферу, находящуюся в прямом ведении региональной исполнительной власти, отмечались проблемы в экономическом развитии и привлечении инвестиций. Эффективность региональной власти в этих условиях подвергалась большим испытаниям. С другой стороны, положение в общественно-политической сфере оказалось - с поправкой на пандемию - вполне благоприятным и управляемым. Об этом свидетельствовали и высокие результаты голосования за поправки в Конституцию РФ в подавляющем большинстве субъектов Федерации. Протестная активность сводилась главным образом к точечным акциям, а региональные власти нередко (хотя и не везде) старались наладить диалог с протестными группами, возникшими в связи с социальными и экономическими вызовами 2020 года.

Примечательно, что итоговый балл лидера, которым осталась Тюменская область, в этих условиях даже вырос и составил 0,802 (в прошлый раз – 0,796). Число наиболее успешных регионов, получивших не менее 0,7 балла, осталось прежним – девять. В то же время несколько выросло число проблемных регионов со средним баллом менее 0,5 – их стало 16, тогда как в 2019 году было 14. Впрочем, наихудший регион – Хакасия - все-таки получил 0,416 баллов, в то время как в 2019 году у региона-аутсайдера, Архангельской области, было менее 0,4 баллов.

Поляризация российских регионов, которую мы уже отмечали в 2019 году, продолжила расти, выражаясь главным образом в расширении группы аутсайдеров, получающих менее 0,5 баллов. Иными словами, пандемия в самом деле показала существенное расслоение регионов: успешные губернаторы продемонстрировали умение работать в сложных и неожиданных условиях, тогда как в других регионах ситуация была явно упущена.

По отдельным направлениям заметно снижение эффективности в рамках социального блока, что неудивительно, учитывая перегрузки, с которыми столкнулись сферы здравоохранения и образования. В результате средний балл по социальному направлению существенно снизился – с 0,608 до 0,581. Менее существенным, но тоже заметным оказалось уменьшение среднего балла в рамках финансово-экономического блока показателей – с 0,576 до 0,572. В целом этот блок уже традиционно остается самым проблемным для губернаторов, которым в последние годы с трудом удается решать вопросы экономического роста, привлечения инвестиций и проведения сбалансированной бюджетной политики. Причем по обоим направлениям снижение эффективности происходило и в 2019 году, а в 2020 -м ситуация усугубилась. Однако всё это снижение было успешно компенсировано ростом политико-управленческой эффективности – с 0,603 до 0,638 баллов; это несколько выше, чем в 2018 году, когда состоялись президентские выборы. В результате средний балл по всем направлениям оказался немного выше, чем в предыдущем году.

По итогам 2020 года с учетом замен ряда губернаторов в группе регионов-лидеров произошли некоторые изменения. Лидером осталась Тюменская область, у которой к тому же отмечается повышение среднего итогового балла. В то же время из первой тройки выбыли Калужская и Белгородская области, где произошли замены губернаторов. В этих двух случаях наш рейтинг в значительной степени основывается на экспертных оценках, что может приводить к существенной коррекции позиций. Впрочем, резких сдвигов все равно не было: Белгородская область осталась в первой пятерке, а Калужская область – в десятке. По итогам 2021 года с учетом новой статистики можно будет сделать более уверенные выводы по поводу эффективности новых глав этих регионов.

В то же время в первую тройку наряду с Тюменской областью в этот раз вошли Тульская область и Ямало-Ненецкий АО, которые ранее находились в топ-5. Перераспределение мест в верхней части рейтинговой таблицы привело также к тому, что в первую пятерку попала Чеченская Республика, ранее занимавшая шестое место. Но все эти перемещения не имели резкого характера, позволяя скорее говорить о том, что лучшие регионы России остаются теми же, что и прежде.

Не произошло крупных изменений и во второй пятерке рейтинга. В ней сохранили позиции Москва, Ленинградская и Сахалинская области. Не удержалась в первой десятке только Башкирия, где в течение года отмечались проблемы в экономике и общественно-политической сфере. Напротив, вошла в первую десятку Ростовская область, где, в частности, прошли успешные губернаторские выборы.

Ожидаемо менее стабильный характер носит вторая десятка, где изменений значительно больше. В связи с ухудшением позиций выбыли из второй десятки Татарстан, Магаданская область и Ненецкий АО. Татарстану не помогло успешное переизбрание главы региона на очередной срок, а Ненецкому АО – смена главы с последующим утверждением нового руководителя региона окружным парламентом. Несмотря на активность этих региональных лидеров, им не удалось полностью справиться с обострившимися финансовыми и в целом экономическими проблемами. Более успешными оказались власти Якутии, Липецкой области и Ханты-Мансийского АО, которые, наоборот, улучшили свои позиции, войдя во вторую десятку. Сохранили устойчивые позиции во второй десятке Санкт-Петербург, Подмосковье, Воронежская, Самарская и Челябинская области, а также Камчатский край, где произошла смена главы и заметно выросла активность нового губернатора.

По итогам 2020 года на позицию самого худшего региона вернулась Хакасия, занимавшая это место в 2018 году. Очевидно, губернатору-коммунисту В.Коновалову так и не удалось решить насущные проблемы территории. Напротив, Архангельская область, где губернатор сменился, покинула последнее место, хотя о радикальных переменах говорить рано. В целом в нижней топ-6 (регионы, занимающие места с 80 по 85) изменений очень мало: в этой группе остались самые проблемные республики: помимо Хакасии это Бурятия, Ингушетия, Северная Осетия и Карелия. К ним присоединилась Калмыкия, но ее позиции и прежде были лишь немногим лучше. Архангельская область выбралась из группы откровенно проблемных, но пока не смогла подняться выше 78-го места.

Из проблемной группы «70-79» удалось уйти, улучшив свои позиции, только двум регионам: Кабардино-Балкарии и Ульяновской области. Для последней это неплохой знак, учитывая предстоящие губернаторские выборы. При этом ухудшился рейтинг Карачаево-Черкесии, где у главы в 2021 году истекают полномочия. Также в процессе неуклонного ухудшения позиций на протяжении уже ряда лет вошла в эту группу Владимирская область, что вновь свидетельствовало о низком качестве работы губернатора от ЛДПР В.Сипягина. Сохранили позиции в нижней части рейтинговой таблицы Республика Алтай, Республика Тыва, Волгоградская, Иркутская, Курганская и Новосибирская области, Еврейская АО. Новым главам Иркутской области и Еврейской АО пока не удалось изменить ситуацию качественно, хотя позитивные сдвиги в этих регионах уже отмечаются. 

С полной версией рейтинга можно ознакомиться в разделе "Рейтинги и рэнкинги", а также на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку