у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Москва накануне думской кампании: вероятные кандидаты и их потенциал, уровень конкуренции, смена повестки"

06.04.2021

1. Социологический фон кампании и позиции «Единой России»

Стабилизация эпидемиологической обстановки в Москве актуализирует в информационной и политической повестке целый ряд тем, имевших значение до начала пандемии, создавая как возможности, так и вызовы для руководства города и «Единой России» накануне парламентской кампании. Можно обратить внимание на несколько значимых факторов предвыборной ситуации в столице, влияющих на стартовые позиции политических игроков.

Во-первых, в Москве сложилось устойчивое провластное большинство. На выборах мэра 2018 года за Сергея Собянина проголосовали 70,17% жителей города, поправки в Конституцию получили поддержку 65,29% избирателей.

Во-вторых, смягчение ограничительных мер в перспективе ведет к снижению протестных настроений в городе, в том числе среди электоральных групп, традиционно относимых к электоральной базе «Единой России». Так, решение Сергея Собянина об отмене обязательного домашнего режима и разблокировке социальных карт для лиц старше 65 лет (либо страдающих хроническими заболеваниями) с 8 марта 2021 года, скорее всего, будет вести к постепенному снижению недовольства среди представителей старших возрастных групп.

В-третьих, по данным «Левада-центра» (признан иностранным агентом), сохраняется высокий уровень позитивного отношения опрошенных москвичей к одному из наиболее узнаваемых долгосрочных проектов столичных властей – программе реновации. По данным исследования, проведенного этим социологическим центром 5-13 декабря 2020 года, 73% респондентов оценивали эту программу скорее положительно, в то время как в августе 2017 года сторонников реновации было 54%. Конечно, такие общественные настроения могут быть связаны с уходом этой темы на периферию информационной повестки в период пандемии, а постепенное возращение в центр внимания оппозиционных СМИ и политиков тем, находившихся в тренде до 2020 года, может привести к усилению критики городских властей, в том числе, в связи с реализацией программы, что потребует дополнительных усилий мэрии в проведении разъяснительной работы. Тем не менее этот пример свидетельствует о дополнительных возможностях для укрепления доверия к городским властям, а значит, делает более благоприятными условия работы с избирателями и для «Единой России».

В-четвертых, несмотря на проблемы, вызванные пандемией и связанным с ней экономическим кризисом, по данным исследований «Левада-центра», доминируют позитивные оценки деятельности мэра Москвы. Так, по данным упомянутого опроса, у 42% московских респондентов сложилось хорошее или очень хорошее впечатление о работе Сергея Собянина. Показатель идентичен ситуации 2016 года. Это определенно позитивные данные для «Единой России» - и в случае, если мэр, как в 2011 и 2016 годах, возглавит Московскую региональную группу списка партии на парламентских выборах, и при реализации других сценариев.

В-пятых, постепенный переход к восстановительному росту экономики ведет к повышению уровня ожиданий со стороны граждан, что будет особенно ярко проявляться именно в столице. Это создает дополнительные вызовы для «Единой России», в том числе при подборе кандидатов для выдвижения по округам. При оценке избирателем кандидатов от партии парламентского большинства особое значение в этих условиях будет играть не только узнаваемость, но и прямая работа с локальной повесткой. Здесь дополнительную роль в ходе парламентской кампании «Единой России» может сыграть работа партпроектов, например, активистов «Народного контроля».

В-шестых, для партии важно избежать роста апатии части лояльных избирателей на фоне активного стремления оппозиции расширить свои мобилизационные возможности. На этом фоне «Единая Россия» скорее всего, активизирует работу по продвижению значимых социальных инициатив, в том числе непосредственно связанных с проблемами крупных городов, в ходе весенней сессии Госдумы и периода после официального старта избирательной кампании.

Наиболее благоприятными для кандидатов от партии большинства могут стать следующие одномандатные округа: Новомосковский №202, Орехово-Борисовский № 203, Люблинский № 199; среди наиболее сложных – Центральный № 208. Неоднозначна ситуация в Ленинградском округе № 198 и Медведковском № 200, которые сейчас представляют депутаты от системных оппозиционных партий. Тем не менее в большинстве территорий пока можно говорить об ограниченном протестном потенциале, который может позволить «Единой России» добиться победы своих кандидатов на фоне ожидаемой высокой конкуренции на оппозиционном фланге.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования", а также на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку