у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Губернаторские кампании-2021: ключевые тренды и прогноз АПЭК"

13.09.2021

В 2021 году можно отметить сравнительно ограниченную интенсивность информационных атак против действующих губернаторов и врио глав регионов по сравнению с кампаниями предыдущих лет, не совмещенных с парламентскими выборами (среди исключений можно отметить более проблемный информационный фон вокруг команды врио главы Хабаровского края Михаила Дегтярева). 

Конечно, часть губернаторских кампаний в 2021 году проходит в ярко выраженных патерналистских регионах либо территориях с традиционным доминированием кандидатов лояльного пула, однако в таких субъектах Федерации также не исключен переход внутриэлитных конфликтов в публичное пространство (можно отметить, например, информационные кампании 2019-2020 годов, направленные против тогдашнего руководства Тывы). Скорее, можно считать, что парламентская кампании привела к корректировке приоритетов как ведущих медиа, так и региональных политических игроков, в целом снижая внимание к деятельности глав регионов и приводя к росту интенсивности информационных атак прежде всего против наиболее ресурсных кандидатов в депутаты Госдумы и заксобраний. В итоге парламентская кампания в части регионов создает более благоприятный информационный фон для ведения кампаний ряда губернаторов, чем это наблюдалось в 2018-2020 годах.

Проведение губернаторских кампаний на фоне парламентской кампании создает риски для дополнительной мобилизации протестного электората (а значит, и роста поддержки оппозиционных кандидатов в главы регионов), но, скорее всего, эта тенденция реализуется весьма ограниченно и в полной мере может проявиться в тех субъектах Федерации, где идет активная конкуренция между ресурсными кандидатами в одномандатных округах. Напротив, отказ в регистрации части таких узнаваемых кандидатов местного уровня может становиться фактором демобилизации наиболее радикальной части протестных избирателей при условии инерционного сценария развития парламентской кампании в конкретных регионах.

Вопросы локальной повестки (связанные с проблемами транспортного сообщения, эффективности работы по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций, возможно, ситуации в социальной сфере) могут оказать существенное влияние на ход кампании на завершающем этапе губернаторских выборов как минимум на уровне муниципальных образований, где наблюдаются подобные проблемы. В этом смысле внимание руководства «Единой России» к проблемам инфраструктурного развития (можно отметить концепцию «инфраструктурного рывка», предложенную весной 2021 года секретарем Генсовета партии Андреем Турчаком) может стать дополнительным преимуществом партии не только в рамках нынешней федеральной кампании, но и региональных выборов 2022-2023 годов.

Тенденцией, которая может усилиться в ходе последующих губернаторских кампаний, становится работа команд глав и врио руководителей регионов по взаимодействию с федеральными медиа - даже в случаях, когда выборы не связаны с электоральными рисками для таких кандидатов. В сочетании с трендами предыдущих лет, связанных с работой по крайней мере части региональных оппозиционных игроков по продвижению в федеральном информационном пространстве, это может сработать на повышение внимания к части губернаторских кампаний со стороны общенациональных СМИ в перспективе 2022-2023 годов. При этом внимание команд губернаторов к выстраиванию их имиджа и образа возглавляемых ими регионов в федеральном медиа-пространстве в дальнейшем может чаще приобретать более долгосрочный характер, не ограничиваясь рамками непосредственной подготовки к выборам.

Проблемы, связанные с пандемией коронавирусной инфекции (проведение вакцинации, ограничительные меры, состояние системы здравоохранения) играли несколько меньшую роль в повестке губернаторских кампаний 2021 года, чем в аналогичный период 2020 года. Частично это связано с усталостью аудитории от данной группы тем. Например, по данным исследования ФОМ 3–5 сентября 2021 года, группу тем, связанным с пандемией коронавируса и проведением вакцинации, выделило лишь 2% опрошенных – наибольшее внимание со стороны респондентов за этот период получили ситуация в Афганистане (13%), а также группа социальных инициатив федеральных властей («выплаты, пособия, повышение пенсий» отметили в качестве ключевых событий 8% опрошенных). При этом более долгосрочным вызовом для глав регионов на перспективу ближайших лет становится организация системы реагирования на чрезвычайные ситуации (стоит учитывать и уровень потенциальных рисков для регионов, где ранее подобные природные катаклизмы происходили редко, – отметим фактор природных пожаров, в 2021 году затронувших и ряд территорий, длительное время считавшихся относительно благополучными).

Прогнозируя тенденции губернаторских кампаний в 2022 году, стоит учитывать: в этот период среди регионов, где должны пройти очередные выборы глав, гораздо выше доля протестных, причем часть из них традиционно находятся в зоне особого внимания федеральных СМИ (ярким примером является Свердловская область). По этой причине в следующем году можно ожидать резкого возрастания интенсивности негативных информационных кампаний, связанных с ситуацией в таких регионах, причем, вероятно, эта тенденция начнет проявляться уже с осени 2021 года

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку