у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Реализация «стратегии лидерства» и долгосрочный горизонт планирования: актуальные вызовы и перспективные цели развития Самарской области"

01.02.2022

Цели, поставленные Владимиром Путиным перед органами власти различных уровней (в рамках как послания Федеральному Собранию 2021 года, так и прошедших позднее тематических отраслевых мероприятий) предполагают более явный акцент на решение задач с дальним горизонтом планирования (в том числе до 2030-х годов) при усиливающимся тренде на развитие каналов обратной связи между властью и общественностью. 

«Стратегия лидерства» Самарской области, принятая в 2018 году после масштабных дискуссий с широкой аудиторией, во многом сработала на опережение, обеспечив оперативную реакцию на ряд только проявлявшихся тогда федеральных трендов. Не исключено, что некоторые инициативы Центра, получившие особый резонанс в 2021 году (например, по масштабному обновлению парка школьных автобусов), были разработаны с учетом самарского опыта. К началу 2022 года можно подвести промежуточные итоги реализации этой стратегии - в контексте как недавних, так и будущих вызовов в социально-политической сфере, с которыми может столкнуться регион.

Период пандемии и связанного с ней мирового экономического кризиса в заметной степени затронул именно индустриальные регионы, в том числе субъекты Приволжского федерального округа.

В находящихся по соседству Самарской, Саратовской и Ульяновской областях фиксируются примерно равные темпы роста оппозиционных предпочтений и протестных настроений избирателей (масштабы снижения результатов «Единой России» по сравнению с кампанией-2016, проходившей при более благоприятной конъюнктуре, здесь были примерно одинаковыми). Например, в Саратовской области результат «Единой России» в ходе выборов в Госдуму в 2021 году по сравнению с 2016-м снизился с 68,17% до 59,8%, в Ульяновской – с 48,46% до 39%, в Самарской – с 50,77% до 44,7%.

В этих условиях наиболее значимым фактором для оценки внутриполитической ситуации в индустриальных регионах (не относящихся к числу ярко выраженных патерналистских) становится уровень политической стабильности в субъекте после завершения кампании. Несмотря на конкурентный характер думской кампании в Самарской области, мобилизация протестного электората в регионе строилась прежде всего вокруг федеральной проблематики (можно вспомнить, например, роль сюжетов, связанных с проблемами вакцинации, в кампании наиболее успешных кандидатов в Госдуму от КПРФ - Михаила Матвеева в Промышленном одномандатном округе № 162 и Леонида Калашникова в Тольяттинском округе № 159). В итоге кампания не привела к росту протестной активности, направленной против региональных властей, сохранив основы для конструктивного взаимодействия между командой Дмитрия Азарова и системной оппозицией (показательна, например, повестка встречи губернатора с сенаторами и депутатами Госдумы от региона, в том числе представляющими оппозиционные партии, состоявшейся в конце ноября 2021 года).

При этом результат «Единой России» по Самарской области в рамках парламентской кампании оказался выше уровня поддержки партии по итогам ряда исследований накануне кампании. Например, по данным исследования ИНСОМАР 20-22 марта 2021 года (инициативного комбинированного опроса 1000 жителей Самарской области, проведенного по квотной репрезентативной выборке), поддержать партию были готовы 32% от общего числа опрошенных. Результат партии по итогам выборов в Госдуму - 44,7% - заметно превысил этот показатель.

Можно с уверенностью предположить, что позитивная повестка, представленная губернатором Дмитрием Азаровым, возглавившим региональную группу № 15 списка «Единой России» на выборах в Госдуму, сыграла заметную роль в мобилизации лояльного электората в регионе. А инициативы губернатора, представленные им в рамках ежегодного послания к жителям региона и депутатам губернской Думы 18 мая 2021 года, существенно повлияли на формирование регионального компонента повестки, с которой выступала партия большинства в ходе кампании.

При этом, как показал упомянутый опрос ИНСОМАР, 50% жителей Самарской области по состоянию на март 2021 года были довольны ситуацией в регионе; 38% - скорее недовольны; 66% скорее доверяли действующему главе региона Дмитрию Азарову и только 22% скорее не доверяли. Круг респондентов, скорее доверяющих главе региона, оказался заметно шире электоральной базы «Единой России», что создало дополнительные возможности для наращивания результатов партии в ходе кампании за счет вовлечения имиджевого ресурса губернатора.

В 2022-2024 годах ряд приоритетов в работе региональных властей может способствовать снижению протестных настроений, усиливая позитивную повестку для избирательных кампаний этого периода, включая региональный компонент президентской кампании. Так, дальнейшие шаги по поддержке региональных учреждений системы здравоохранения (в том числе за пределами Самары) могут способствовать дальнейшему росту доверия как к региональным, так и к федеральным властям со стороны жителей области, относящихся к старшим возрастным группам. При этом команда Дмитрия Азарова неоднократно выступала с комплексными инициативами, которые могут быть близки и лицам среднего возраста (можно отметить меры поддержки семей с детьми, развитие сети дошкольных учреждений, создание необходимой социальной инфраструктуры), а также молодежи (стоит упомянуть как последовательную работу с волонтерским движением, так и, например, представленную губернатором инициативу по предоставлению субсидий в размере 10 000 рублей всем выпускникам школ и средних специальных учебных заведений, которые поступали в высшие и средние специальные учебные заведения региона в 2021 году).

Очевидно, президентская кампания кандидата от власти в 2024 году будет строиться на работе с общественными запросами от аполитичных или скептически настроенных к власти социальных групп. Регионы, в которых реализация подобных инициатив активно велась еще в предыдущие годы (в том числе в 2020-2021 году, когда социальная повестка дополнительно актуализировалась на фоне пандемии), в преддверии президентской кампании, вероятно, получат дополнительные преимущества для работы с Кремлем – предпосылки для этого есть и у Самарской области. 

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования", а также на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку