у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Реформа МСУ в Челябинской области: реконструкция системы, перспективы и риски"

11.02.2022

Новый законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» внесен в декабре прошлого года главой комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.Клишасом и председателем комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству П.Крашенинниковым (авторы недавно принятых поправок к Конституции России). 

Наступает новая фаза в рамках поэтапного процесса реформирования системы местного самоуправления в России.

● Первый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят в 1995 г. Он является рамочным нормативным документом, многие положения которого потребуют дальнейшего уточнения. Высокий уровень автономии на местах отражает децентрализаторские тенденции того времени.

● В новой редакции федерального закона о местном самоуправлении от 2003 г. устанавливаются границы муниципальных образований с наделением их соответствующим административным статусом, предпринимается попытка формально разграничить полномочия между разными уровнями власти. В частности, законом 2003 г. было значительно увеличено количество муниципальных образований - главным образом за счет уровня сельских поселений, но оно постепенно сокращалось уже в постреформенный период.

● После 2003 г. предпринимаются попытки к преодолению центробежных тенденций в местном самоуправлении, что проявляется в постепенной отмене прямых выборов глав муниципалитетов и распространении двуглавой модели с введением института сити-менеджера как главы администрации и главы муниципалитета, которым был председатель выборного органа. Разумеется, наряду с сохранением традиционной модели выборного главы.

В 2014 г. принят ряд поправок к закону о местном самоуправлении. Прежде всего способ формирования органов местного самоуправления определяется законами субъекта федерации. В частности, появилась одноглавая модель с назначаемым конкурсной комиссией сити-менеджером, который становился главой муниципалитета. Эта модель считается более удобной для руководителей регионов, непосредственно участвующих в формировании комиссий. Кроме того, поправками введена экспериментальная двухуровневая модель городских округов с внутригородским делением: на уровне районов города создавались муниципальные образования (советы депутатов) с прямыми выборами, которые затем делегировали из своего состава депутатов в гордуму. Эта модель была введена только в Челябинске, Самаре и Махачкале.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования", а также на портале "Региональные комментарии". 

Возврат к списку