у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад «Антисанкционная стратегия и политика импортозамещения «Единой России»: принципы, правовая база, реализация»

26.05.2022

Санкционный кризис остается одной из ключевых тем политической повестки весны 2022 года. Так, по данным исследования «Левада-центра» (внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента), проведенного 24 - 30 марта 2022 года, обеспокоенность респондентов этойпроблемой по сравнению с декабрем 2021 года выросла, хотя и не достигла пиковых значений за последние 8 лет. 

Наибольшее число опрошенных заявляло, что их очень или довольно беспокоят западные санкции, было зафиксированосоциологической службой в марте и декабре 2014 года (53% и 51% соответственно), в то время как в марте 2022 года этот показатель составил лишь 46%. В то же время, по сравнению с декабрем 2021 года заметно снизилось число респондентов, которых совершенно не беспокоят западные санкции (с 35% до 23%).

Проведенное 19-20, а также 28 апреля 2022 года исследование ВЦИОМзафиксировало ограниченный уровень тревожности респондентов по поводу последствий санкционного кризиса. По шкале от 1 до 10 средний балл, полученный по итогам опроса, составил лишь 4,18. Тем не менее респонденты учитывают потенциальные риски санкционного кризиса – так, 81% опрошенных согласились с утверждением, что в этих условиях необходимо объединиться вокруг президента.

По данным ФОМ (опрос 29 апреля – 1 мая 2022 года), в центре внимания общественности, безусловно, находилась военная спецоперация на Украине (ее выделили 51% опрошенных), в то время как новые санкции в отношении России и состояние отечественной экономики в целом вызвали интерес лишь по 1%респондентов. Однако в дальнейшем весьма вероятно нарастание усталости широкой аудитории от внешнеполитических тем, к тому же утвержденные в период с конца февраля 2022 года западные санкции почти наверняка будут действовать и после завершения военной спецоперации.

Реагирование на социальные и экономические проблемы, вызванные санкционным кризисом, - важная политическая задача как для системы власти в целом, так и для «Единой России» как партии парламентского большинства.

Для «Единой России» период санкционного кризиса связан с ростом общественной поддержки. Так, по данным ВЦИОМ, в период с 6 марта по 8 мая 2022 года колебания уровня поддержки партии не выходили за рамки коридора 39,4%-42,5%, а по данным исследования «Левада-центра» (внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента), проведенного 21-27 апреля 2022 года, среди респондентов, определившихся с выбором, «Единую Россию» были готовы поддержать 54%.

Однако расширение электоральной базы партии не отменяет вызовов, на которые ей необходимо реагировать в условиях усиления западных санкций. Характер ключевых вызовов очевиден:

• риск возникновения дефицита наиболее значимых для населения товаров;
• вероятность роста безработицы в условиях экономического кризиса, а также приостановки деятельности целого ряда крупных западных компаний в России;
• риск оттока из страны наиболее квалифицированных кадров, на которые может возникнуть спрос за рубежом (например, в сфере IT).

Типы регионов с наибольшими рисками:

• индустриальные центры, где реализовывались проекты с участием западных компаний (яркий пример - Калужская область);
• территории размещения крупных предприятий, попавших под санкции (Вологодская, Липецкая, Белгородская области);
• ряд ресурсодобывающих регионов – как с учетом приостановки зарубежных инвестиций в некоторые из проектов, реализуемых в нашейстране, например, в нефтегазовом комплексе (скажем, в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО), так и после принятия западных санкций, непосредственно ограничивающих экспорт из России (например, запретЕС на импорт российского угля создал дополнительные проблемы для Кемеровской области и Красноярского края);
• регионы с наиболее высоким уровнем жизни – с учетом более масштабных ожиданий от властей и более заметного уровня тревожности у жителей таких территорий в связи с последствиями санкционного кризиса.

С точки зрения электоральных рисков для «Единой России» важно реагирование как на стратегические вызовы, связанные с санкционным кризисом, так и на сезонные колебания общественных настроений. Так,популярность более пессимистичных прогнозов положения дел в стране может возрастать после майских и новогодних праздников, а также в конце августа –сентябре. Кроме того, в периоды традиционного снижения интенсивности новостного потока по внутриполитическим темам (например, в июле-августе) больший резонанс получают сюжеты, связанные со скандальными заявлениями или недоработками чиновников различных уровней, а также слухи оготовящихся непопулярных решениях властей.

Тем не менее роль «Единой России» в политической системе предполагает реагирование не только на электоральные, но и на более широкий круг стратегических рисков. С момента создания партии постоянно усиливалась ее роль как важного политического института, выступающего в роли одного из ключевых каналов обратной связи между руководством страны и гражданами (в том числе в межвыборный период), а также значимого интеллектуального центра по выдвижению и доработке инициатив в сфере государственной политики (этот тренд усилился с 2017 года). Показательно, например, что Владимир Путин, выступая на заседании Совета законодателей 27 апреля 2022 года в Санкт-Петербурге, заявив о роли парламентских партий в обсуждении аспектов национальной безопасности, сделал акцент на особой ответственности «Единой России» как ведущей политической силы.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе «Политические исследования», а также на портале «Региональные комментарии». 


Возврат к списку