у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "ПМЭФ-2022: курс на технологическое лидерство и новые партнерства, «точка сборки» международной коалиции вокруг России"

28.06.2022

Несмотря на существенное усилившееся в текущем году внешнеполитическое давление на Россию, юбилейный XXV Петербургский экономический форум, состоявшийся 15-19 июня 2022 года, стал одним из наиболее резонансных деловых и политических мероприятий мира.

По данным организаторов, его посетили около 14 000 участников (примерно на 1000 человек превышает показатели 2021 года) из 130 стран (при этом 79 государств направили на мероприятие официальных представителей), на площадках мероприятия было заключено 691 соглашение на 5,6 трлн рублей (что существенно превысило результаты ПМЭФ-2021, когда инвестиционный потенциал заключенных контрактов составил 3,8 трлн рублей).

В пленарном заседании форума приняли участие президент России Владимир Путин, глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев, а свои видеообращения направили председатель КНР Си Цзиньпин и президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси. Можно отметить и участие в мероприятиях форума ряда других статусных зарубежных политиков – от президента Армении Ваагна Хачатуряна до члена Президиума Боснии и Герцеговины от сербского народа Милорада Додика.

Однако не менее важно качественное изменение миссии форума: он стал «точкой сборки» обновленной международной коалиции вокруг России, драйвером «новой индустриализации», одной из ключевых экспертных площадок, на которой формируется база для перезагрузки российских элит в новых условиях. 

Можно выделить несколько важных аспектов проведения форума в 2022 году:

1.Возросшее внутриполитическое значение. Выступление Владимира Путина на пленарном заседании форума по охвату внутриполитических тем уже сравнили с посланием Федеральному Собранию. Характерно детальное внимание президента не только к региональной, но и к локальной повестке. Среди ярких примеров - поручение главы государства задействовать дополнительные средства, которые поступят от продажи продукции АПК на внешних рынках, для решения задач по комплексному развитию сельских территорий в России, а также рассмотрение президентом проблем формирования комфортной городской среды и инфраструктурного развития малых городов и исторических поселений (в частности, Владимир Путин поручил направить на реконструкцию и модернизацию сельских домов культуры в 2023-2024 годах около 16 млрд. рублей дополнительно). В перспективе – такой тренд будет способствовать повышению внимания более широкой внутрироссийской аудитории к работе форума (в том числе на уровне локальных лидеров общественного мнения), усиливать его значение при формировании повестки предвыборных кампаний, создавать дополнительные возможности по расширению связей страны с зарубежными бизнес-игроками в условиях санкций.

2. Дополнительная роль форума в период усилившегося санкционного давления. Возрастает значение форума в рамках работы с наиболее перспективными регионами мира (можно отметить значение состоявшего на форуме бизнес-диалога Россия — Африка в рамках подготовки к саммиту по данной теме, который ранее была анонсирован на осень 2022 года), а также сохранения связей с партнерами из западных стран, присоединившихся или даже выступивших в роли инициаторов санкций (например, как отмечают организаторы, около 60 участников прибыло на мероприятие из США). Тренд на более тесную связку между внутри- и внешнеэкономической тематики в рамках форума, заданный президентом, может способствовать и укреплению роли ПМЭФ в реализации российской политики «мягкой силы» (в частности, формирования на примере региональных и локальных программ для российских регионов позитивного образа реализации концепции «консерватизма развития», продвигаемой Кремлем и в рамках работы с внешней аудиторией).

При этом на фоне кризиса, переживаемого экономиками ведущих западных стран, возрастает запрос элит ряда государств Азии, Африки и Латинской Америки на укрепление собственных позиций в этих условиях или - в перспективе - корректировку целого ряда сложившихся международных практик. В этих условиях (вероятно, уже в перспективе 2023-2024 годов) может возрасти как минимум экспертная роль ПМЭФ в обсуждении этих новых правил игры. В этом контексте DDoS-атаки на интернет-ресурсы форума, о которых упоминали организаторы, могут быть связаны не только с ситуацией вокруг Украины, но и проявлением тревожности ряда существующих центров силы по поводу подобных перспектив мероприятия (тем более что организаторы ПМЭФ упоминали и о прямом давлении на государства, намеренные принять участие в данном событии).

3. На форуме были обозначены контуры экономической политики в условиях санкционных вызовов – как отметил президент, «достижение настоящего технологического суверенитета» в сочетании с поддержкой частной инициативы и снижением административной нагрузки на бизнес. Сотрудничество с малым и средним бизнесом в европейских государствах было названо некоторыми иностранными участниками форума (например, предпринимателями из Италии) возможным перспективным направлением для антисанкционной политики России.

4.Усилившийся акцент на обсуждение социальных, гуманитарных, благотворительных проектов. Этот тренд был поддержан Владимиром Путиным, посвятившим значительную часть своего выступления на пленарном заседании именно социальным вопросам (от снижения ставки по льготной ипотеке до 7% до демографической политики). Показателен резонанс, связанный с сессиями, посвященным здравоохранению и снабжению населения лекарственными препаратами; проведение встречи «Продвигая социально ориентированное устойчивое будущее», в рамках которой прошло экспертное обсуждение поддержки местных сообществ и потенциала НКО; участие в мероприятиях форума ряда авторитетных представителей благотворительных организаций (в том числе связанных с православным сообществом). Это, безусловно, существенно расширяет повестку форума, но кроме того – задает новый уровень требований к российским элитам, является маркером продолжения их перезагрузки, вышедшей на новый этап после проведения общероссийского голосования по предложенным президентом конституционным поправкам в 2020 году. В этом смысле показательна ироничная метафора секретаря оргкомитета ПМЭФ, советника президента Антона Кобякова по поводу новой повестки для российских элит («перестанем строить за рубежом яхты по миллиарду, вот и появятся у нас и детские сады и дети, которые будут туда ходить»).

5. Укрепляется роль ПМЭФ в качестве площадки, где наиболее резонансные стратегические темы глобальной повестки получают национально ориентированное содержание. В частности, довольно заметный блок выступления президента в ходе пленарного заседания составили вопросы «зеленой повестки» и сохранения климата – но в контексте развития технологий, способствующих снижению вредных выбросов крупных промышленных предприятий, защиты особо охраняемых природных территорий, тесной связи с решением конкретных проблем в российских регионах (Владимир Путин, например, упомянул о необходимости ликвидировать накопленный вред природе от деятельности Байкальского ЦБК). Хотя на форуме прозвучали и весьма резкие оценки перспектив «зеленой повестки» (можно отметить реплику главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, что антироссийские санкции, по сути, покончили с «зеленым переходом»), президент задал новые темы для диалога, в том числе, с зарубежными общественниками, ориентированными на экологическую проблематику – возможно, уже на перспективу 2023-2024 годов.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии".  


Возврат к списку