у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило рейтинг влияния глав субъектов РФ в июне 2022 года

06.07.2022

Одним из наиболее резонансных событий июня традиционно становится Петербургский экономический форум. Примечательны дополнительные аспекты региональной повестки. Так, упоминание Владимиром Путиным в рамках выступления на пленарном заседании форума вопросов не только международной, но даже локальной повестки (поручения главы государства задействовать дополнительные средства, которые поступят от продажи продукции АПК на внешних рынках, для решения задач по комплексному развитию сельских территорий или направить на реконструкцию и модернизацию сельских домов культуры в 2023-2024 годах около 16 млрд. рублей дополнительно) может усилить тренд на внимание к подобным темам в ходе ПМЭФ в последующие годы. В частности, в перспективе 2023-2024 вполне вероятно более активное участие в форуме не только региональных, но и муниципальных делегаций. Можно ожидать усиления социальных акцентов в рамках ПМЭФ и дополнительного повышения внимания к региональным проектам, связанным с развитием транспортных коридоров. 

Курс ряда западных игроков на изоляцию России явно не достиг цели, что может предполагать в дальнейшем как заметный интерес зарубежных партнеров (в том числе из стран Азии, Африки и Латинской Америки) к участию в уже анонсированных деловых мероприятиях (например, в Восточном экономическом форуме), так и к новым международным конференциям для развития подобных контактов. Это, в свою очередь, будет способствовать укреплению позиций регионов, традиционно предоставляющх площадки для таких международных форумов и конференций. Появляются шансы на проведение таких мероприятий как в уральских и сибирских регионах (например, в Челябинской области, где планировалось проведение саммитов ШОС и БРИКС), так и в Москве и Санкт-Петербурге. Можно ожидать дополнительного внимания федерального центра к продвижению инициатив, например, столичных властей, готовых принять подобные форумы и крупные международные выставки (так, как в свое время заявка Москвы на проведение ЭКСПО-2030 становилась предметом обсуждения в ходе рабочих встреч Владимира Путина и Сергея Собянина).

Ожидаемо сохранение внимания федеральных властей к арктической повестке – и такой интерес предполагает как реализацию крупных и экономических и инфраструктурных проектов (например, в рамках развития Северного морского пути), так и проведение мероприятий международного культурного значения. Можно обратить внимание, например, на повестку прошедшей в июне рабочей встречи вице-премьера Дмитрия Чернышенко с главой Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Артюховым, в ходе которой обсуждалась перспектива ежегодного проведения Всероссийских арктических игр (первые из них прошли весной 2022 года в ЯНАО) с привлечением к участию в них зарубежных делегаций.

Сохраняется тренд на активизацию деятельности российских губернаторов по работе с потенциальными партнерами ключевых предприятий возглавляемых ими регионов на постсоветском пространстве. Среди подобных событий июня можно отметить, например, рабочую поездку главы Самарской области Дмитрия Азарова в Белоруссию, в ходе которой обсуждались перспективы взаимодействия с партнерами для решения проблем «АвтоВАЗа» в период санкционного кризиса. В дальнейшем вполне вероятно более плотное взаимодействие между губернаторами и федеральными ведомствами при подготовке и организации таких контактов - возможно, с расширением функционала вице-премьеров, которым ранее было поручено курировать соответствующие российские территории.

В июле 2022 года можно ожидать дополнительных шагов федеральных властей по оказанию помощи индустриальным регионам (можно отметить прошедшее в июне под председательством президента совещание по поддержке автопрома), а также особого внимания центра к реализации проектов в сфере градостроительной политики (вспомним проведение президиума Госсовета по вопросам развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года).

Хотя проведение новых перестановок в губернаторском корпусе в июле не является базовым сценарием, его реализация возможна при определенных условиях (в отношении как глав регионов, которые уже упоминались в прогнозах АПЭК в числе наиболее уязвимых, так и губернаторов, позиции которых ранее считались более прочными). Прецеденты проведения таких ротаций в середине лета уже имели место (например, перестановки в губернаторском корпусе в конце июля 2016 года). Причиной подобных решений могут быть пакетные перестановки (связанные с переходом ряда губернаторов в федеральные органы власти), существенные управленческие просчеты действующих глав регионов (например, в рамках реагирования на чрезвычайные ситуации) или антикоррупционные расследования в их отношении, а также смена руководства экономически проблемных регионов, где требуется больше времени для реализации антикризисных мер со стороны вновь назначенных врио. Кроме того, реализация новых управленческих задач по работе с ДНР, ЛНР, Харьковской и Запорожской областями также может потребовать привлечения кадров, получивших опыт работы в губернаторском корпусе, что может повысить вероятность сценария пакетных перестановок среди глав регионов.

С полной версией рейтинга можно ознакомиться в разделе "Рейтинги и рэнкинги", а также на порте "Региональные комментарии". 


Возврат к списку