у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "ПМЭФ-2023: разворот к «глобальному Югу», технологический суверенитет, внутренний спрос"

03.07.2023

1.Новые вызовы и новый форум

Петербургский международный экономический форум, состоявшийся 14-17 июня 2023 года, по целому ряду направлений опередил аналогичные мероприятия 2022 и даже 2021 годов. Так, в форуме приняло участие 17 тыс. гостей из 130 стран мира, что превысило показатели ПМЭФ как прошлого, так и позапрошлого года (около 14 и 13 тыс. гостей соответственно). На форуме было заключено более 900 соглашений на сумму 3,86 трлн руб. В этих условиях вполне обоснованным выглядит заявление советника президента Антона Кобякова о выходе показателей форума на доковидный уровень. Можно выделить ряд ключевых тенденций ПМЭФ-2023:

1.В условиях приближения президентской кампании-2024 усилилась роль форума в обсуждении ключевых вопросов внутренней повестки, по сути приближаясь к оглашению Посланий Федеральному Собранию. Характерно, что и основное выступление Владимира Путина на пленарной сессии форума было посвящено преимущественно вопросам внутреннего развития страны.

То есть укрепляется роль ПМЭФ как одной из значимых точек сборки обновленной общественной коалиции, формирующейся вокруг Владимира Путина в преддверии президентских выборов. В этой ситуации ожидаемо усиливаются социальные акценты в рамках заявлений ключевых спикеров форума – показательны тезисы президента о необходимости перехода к «экономике высоких зарплат», а также индексации социальных выплат.

2.ПМЭФ остается ключевой площадкой для дискуссий о стратегических направлениях экономического развития страны. Показательно, например, насколько пристальное внимание привлеки споры на форуме об обоснованности и подходах к программам приватизации. Тезисы, представленные президентом в ходе форума, позволяют прогнозировать сохранение баланса между «либеральной» и «консервативно-дирижистской» составляющей в рамках экономического курса.

С одной стороны, глава государства подчеркнул, что «Россия выбрала путь расширения свободы предпринимательства, а не закрытой административно-командной экономии» и анонсировал существенное снижение административной нагрузки на бизнес. С другой - особое значение опережающего развития высокотехнологических отраслей, а также реализации масштабных проектов в регионах со сложными климатическими условиями (в рамках арктической повестки, например) будут способствовать сохранению заметной роли государства в экономике. Выражением запроса индустриальных регионов на применение адекватного современным условиям государственного планирования является выступление в ходе дискуссий на ПМЭФ губернатора Челябинской области, главы комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» Алексея Текслера.

3. Форум еще раз подтвердил не только низкую результативность усилий западного блока по международной изоляции России, но и формирование новой системы международных связей при активном участии Москвы. Наиболее высокопоставленные гости форума представляли арабские страны (отметим прежде всего участие в мероприятии президента Алжира Абдельмаджида Теббуна и президента Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммеда Бен Заида Аль Нахайяна). ПМЭФ-2024, вероятно, может пройти при активном участии представителей стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Африки, на что может оказать влияние и интенсивная работа Кремля с этими регионами мира. Одним из ключевых событий лета в этом смысле должен стать экономический и гуманитарный форум «Россия – Африка», который пройдет 27–28 июля 2023 года в Санкт-Петербурге.

4.В рамках повестки форума находят адекватное отражение вопросы, взаимосвязанные с проблематикой военной спецоперации. Конечно, ПМЭФ традиционно был ориентирован на обсуждение вызовов долгосрочного характера, на «повестку завтрашнего дня», поэтому тема СВО не могла быть на нем доминирующей (показательно, что и президент затронул эту тему не в рамках основного выступления, а только в ходе дискуссионной части пленарной сессии, даже вопросы роста расходов на оборону не став связывать только с ситуативными вызовами). Однако в рамках обсуждения задач по укреплению технологического суверенитета в рамках форума значительное внимание было уделено вопросам, имеющим особое значение для расширения потенциала страны и в решении задач в рамках спецоперации (например, теме развития беспилотных авиационных систем).

5.Форум позволяет вывести на новый уровень как экономическую интеграцию новых регионов в состав России, так и вовлечение их в новый формат внешнеэкономических связей. Например, на полях ПМЭФ прошло обсуждение поставок агропродукции из Херсонской области в ОАЭ. В рамках мероприятий форума была анонсирована подготовка ряда масштабных инфраструктурных проектов в новых субъектах – например, врио главы Донецкой народной республики Денис Пушилин заявил о создании межведомственной группы для подготовки проектно-сметной документации по восстановлению аэропорта Мариуполя. В 2024-2025 годах можно ожидать усиления тренда на более активные внешнеэкономические контакты новых регионов (особенно в случае завершения или длительной заморозки боевых действий в зоне проведения СВО), что, с одной стороны, будет усиливать неформальную коалицию зарубежных элит, готовых признать вхождение этих территорий в состав России, с другой – стать дополнительным фактором привлечения в эти субъекты менеджеров из других частей страны, имеющих необходимые навыки и опыт для работы с иностранными партнерами и реализации крупных инвестпроектов.

Прогнозируя вероятную повестку ПМЭФ-2024, стоит учитывать: он состоится после президентских выборов в России и на фоне фактического начала кампании по выборам главы государства в США. Это, с одной стороны, будет усиливать акцент в рамках мероприятий форума на планы развития России как минимум на перспективу до 2030-го, а возможно, и с горизонтом планирования до 2040-х годов. С другой - будет мотивировать Кремль на подготовку ярко выраженных месседжей для зарубежных, в том числе договороспособных западных элит. Вероятно, такие месседжи будут носить социал-консервативный характер – с опорой на адекватные традиционные ценности (в том числе, в сфере международных отношений).

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Политические исследования", а также на портале "Региональные комментарии".


Возврат к списку