у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Развитие муниципальной власти в Башкирии, специфика Уфы и сравнительная эффективность работы муниципальных образований"

15.09.2017

Безусловно, в конфигурации взаимоотношений «региональная – муниципальная власти» доминирующая роль отводится первой. За последние годы федеральный центр четко артикулировал запрос на формирование региональных вертикалей власти, что, в свою очередь, несмотря на де-юре независимый статус муниципалитетов, сформировало в экспертном сообществе представление о соподчиненном положении муниципальной власти. Большинством населения муниципальная власть воспринимается не как форма местного самоуправления, а как низший уровень государственной власти.

Отношение к муниципальной власти как к уровню региональной уходит своими корнями в российскую политическую традицию, не предполагающую развитие демократических институтов, но основанную на иерархии и жёсткой вертикали. Подобная система вполне соответствует современным ожиданиям населения и, учитывая роль и место различных субъектов в региональной политической системе, представляется достаточно эффективной. Она обеспечивает устойчивость региональных политических систем и сообществ, позволяет сохранять максимальное число субъектов политики в сфере государственного контроля.

При этом происходящие регулярно отставки руководителей муниципалитетов (особенно в мегаполисах) провоцируют разговоры о снижении влияния мэров и сити-менеджеров, понижении их роли в рамках выстроенной вертикали власти и, как следствие, дальнейшем усилении централизующих начал. В этой ситуации главы муниципалитетов зачастую могут чувствовать себя недостаточно уверенно, стараются не проявлять инициативы, пытаются уловить сигналы, идущие от региональной власти. Это вносит элемент нервозности в работу многих муниципалитетов.

На фоне обсуждения необходимости пересмотра модели распределения ресурсов между региональной властью и муниципалитетами эти факторы могут привести к политической напряженности в отдельных местностях. Прежде всего речь идёт о крупных городах и моногородах. Уровень легитимности муниципальной власти в большинстве случаев существенно ниже уровня легитимности региональной, и, учитывая склонность населения к персонификации власти, то же можно сказать о популярности глав муниципальных образований. Как правило, она ниже, чем у главы региона. Формируется процесс деперсонализации муниципальной власти, особенно в тех муниципалитетах, которые демонстрируют серьёзную экономическую и административную зависимость от регионального центра.

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные исследования" и на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку