у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

АПЭК подготовило аналитический доклад "Челябинская область: новая политическая мобилизация и вызовы для Алексея Текслера"

10.02.2020

В последние годы в Челябинской области крупные избирательные кампании идут одна за другой: президентские выборы 2018 года, губернаторская кампания 2019 года, завершившаяся победой в первом туре врио главы региона А.Текслера с результатом 69,31%.  

Предстоят выборы в Законодательное собрание области и в Государственную думу, в ряде муниципалитетов пройдут выборы в местные представительные органы. Региональные элиты испытывают на себе режим постоянной политической мобилизации. Новый губернатор А. Текслер также вынужден действовать в формате перманентной избирательной кампании, которая не закончилась с его избранием. Это определяет и стиль поведения А.Текслера, и динамику системной перестройки. В рамках большого электорального цикла происходит реконфигурация регионального элитного поля, поэтому окончательное формирование новой команды завершится позднее и с учетом этих изменений. Фактически перед руководством региона стоит вызов достижения в среднесрочной перспективе нового общественно-политического консенсуса.

Группы влияния: ограничение автономии и системное наступление А. Текслера

Нахождение у власти в Челябинской области губернаторов М.Юревича (2010-2014 гг.) и Б.Дубровского (2014-2019 гг.) сопровождалось формированием ситуативных союзов и коалиций с участием представителей региональной элиты, но степень предсказуемости и управляемости процессов в регионе в последние годы оказалась достаточно низкой. Тем не менее постоянное напряжение и ситуативные договоренности обеспечивали основным группам влияния собственные ниши в системе. Иногда искусственно создавались конфигурации, в которых некоторые группы оказывались более востребованы, чем это было бы необходимо в случае процедурной предсказуемости. Организация политического процесса на более формальных, прозрачных основаниях в логике «технократического» тренда неминуемо ослабляет влияние сложившихся региональных финансово-промышленных групп (ФПГ) и элитных групп, которое во многом базировалось на практиках, не поддающихся регулированию и контролю. Подобные изменения могут быть достаточно болезненными, особенно на более поздних этапах, когда придет осознание их необратимости. В таких условиях имиджевые удары по команде губернатора со стороны тех или иных групп вполне ожидаемы.

В начале года очевидна проблема организации региональной избирательной кампании -- по выборам в Заксобрание области, в муниципалитеты, по общефедеральному голосованию о поправках в Конституцию. Особая сложность заключается не только во временном «наложении» и динамичной последовательности избирательных кампаний разного уровня в регионе, но и в распределении организационных функций на фоне внутриэлитной перестройки.

В контексте выборов это касается прежде всего политического будущего руководителя регионального отделения «Единой России» и спикера Заксобрания Челябинской области В.Мякуша, который оказывает очень существенное влияние на электоральные кампании и политический процесс в регионе много лет. В силу этих причин и возраста В.Мякуша в последние годы обсуждаются сценарии его смены на посту (с возможным уходом на федеральный уровень) без рисков потери контроля над ситуацией. Этот вопрос в любом случае будет решаться после сентябрьских выборов в Законодательное собрание при модерирующем участии губернатора А.Текслера во взаимодействии с федеральным руководством партии. К «команде Мякуша» относят вице-спикера Ю.Карликанова, депутата Заксобрания К.Захарова (неудачно пытался избраться в Госдуму в 2016 году), руководителя регионального исполкома «Единой России» Д.Моисеева (ранее за контроль над исполкомам разворачивалась борьба, но В.Мякушу удалось настоять на своей кандидатуре) и других деятелей.

Особое значение приобретает формирующаяся группа влияния в виде команды нового губернатора А.Текслера, но подробнее она будет рассмотрена в разделе про кадровую политику главы региона. При этом взаимодействие команды губернатора со старыми региональными и городскими элитами можно назвать конструктивным: отсутствуют открытые конфликты или их объективные предпосылки, хотя это не гарантирует лояльность всех значимых игроков.

Некоторые сложности возможны в развитии коммуникации с группой бизнесмена А.Аристова (совладелец ЧЭМК) и связанных с ним т.н. советско-калининских элит (депутаты Гордумы Челябинска С.Овчинников и В.Рыльских) и представителем группы в Госдуме – депутатом А.Барышевым, шансы которого на переизбрание также остаются под вопросом. Открытого или внутреннего конфликта на данный момент нет, впрочем, как нет и постоянной коммуникации, но А.Аристов долгие годы имеет непосредственное влияние на внутриполитическую ситуацию в регионе. Годы губернаторства М.Юревича и некоторые время после его ухода прошли в атмосфере явного противостояния между группой А.Аристова и связанными с бывшим губернатором людьми, в которой Б.Дубровский был ситуативным союзником А.Аристова. С приходом губернатора А.Текслера влияние группы А.Аристова ослабло, при этом довольно резко и неожиданно для них самих и без сопротивления. Ситуация осложняется новым курсом мэрии Челябинска, что затрагивает интересы «советско-калининских» элит. Как уже отмечалось, высоки риски потери А.Барышевым места в Госдуме. Таким образом, по мере развития избирательной кампании со стороны группы А.Аристова возможны попытки вернуть утраченные позиции, которые не обязательно будут согласованы и соответствовать ожиданиям администрации губернатора А.Текслера.

Отдельно необходимо отметить текущее позиционирование «магнитогорских элит», выходцем из которых были экс-губернатор Б.Дубровский, бывший мэр Челябинска Е.Тефтелев и другие представители прежней управленческой команды. С одной стороны, «магнитогорцы» стали раздражающим фактором на уровне административного центра, так как челябинские городские элиты воспринимали это как экспансию представителей конкурирующего центра, Магнитогорска. С другой стороны, ситуация в самом Магнитогорске по-прежнему остается под контролем ММК и В.Рашникова. Говорить о существенном ослаблении текущего влияния группы не приходится – представитель группы в Госдуме, бывший мэр Магнитогорска В.Бахметьев имеет хорошие шансы на переизбрание. Отставка команды Б.Дубровского не привела к какой-либо «демонизации» магнитогорских элит, А.Текслер совершает регулярные поездки в муниципалитет, как и на другие территории.

Показательна динамика влияния группы выходцев из «Молодой гвардии», ориентированных на депутата Госдумы В.Бурматова и бывшего вице-губернатора Р.Гаттарова. В последние годы губернаторства Б.Дубровского группа серьезно укрепилась, что было связано в том числе с ограниченностью возможностей команды предыдущего губернатора оперативно решать организационные проблемы – в этом им оказывали содействие представители группы МГЕР. Рост амбиций группы МГЕР вызывал недовольство других представителей челябинской элиты. Неэффективная подготовка к саммитам ШОС и БРИКС и ряд других ошибок привели к отставке Р.Гаттарова, тогда как депутат В.Бурматов, сохраняя связи с регионом и влияние на него, все же большую часть времени проводит в Москве. Другие представители группы либо изолированы, либо постарались встроиться в команду А.Текслера. В новых условиях о прежних амбициях группы МГЕР говорить не приходится, однако не учитывать ее как фактор региональной политики также нельзя: ее временный демонтаж носит обратимый характер.

Несмотря на ошибки предшествующей управленческой команды, которые привели к отмене решения о проведении основных мероприятий саммитов ШОС и БРИКС в регионе, сотрудничество нового руководства с силовыми структурами в контексте подготовки к саммитам можно оценить как конструктивное. 

С полной версией доклада можно ознакомиться в разделе "Региональные комментарии" и на портале "Региональные комментарии". 


Возврат к списку